Ритмические преобразования. Сложные метрические ряды. Ритмические нарушения и отклонения.

 

Архитектурная практика нередко использует ритмические образования, основанные на двух и более закономерностях.

Не смотря на то, что метр всего лишь частный случай ритма ему отведена роль примы. Благодаря простоте метра мы

имеем твердую опору для восприятия и позволяем глазу ухватить шаг точек, фиксирующих материю.

Лаконичность метра (равные удары при равных интервалах) тем не менее позволяет порождать сложные ритмические «узоры».

Сложным называется метрический ряд, который образуется на основании двух и более композиционных сетках.

Уловить и зафиксировать сложные ритмические повторения позволяет выявление периода данного ряда.

Период (греч. Peridos – обход, круговращение) это элемент или группа элементов, которые закономерно изменяются

или повторяются.

 

Аритмия – преобразование, при котором ряд строится на равных элементах и неравных интервалов. Как способ формирования композиционной решетки используется пропуск (субстракция) части линий сетки. Процесс такого преобразования граничит с разрушением материального проявления метра, и рассчитан на домысел не достающих элементов в процессе визуального восприятия.

 

Переакцентуация, синкопа (от греч. Synkope – обрубание) – смещение с сильной доли на слабую. Переакцентуация

может затронуть всю ритмическую структуру, как мы это наблюдали в палаццо Вальмарана, но воспринять этот приём в творении Палладио можно лишь анализируя постройку. Буквальный пример акцентного смещения, воспринимаемый открыто, можно наблюдать в ранеанглийской готике Линкольнского собора, хор Сент-Хью (арх. Джеффри из Нуайе). Безумные своды, со сдвигом центральной нервюры на ¼, и синкопированная двухслойная аркада под витражами.

 

Парциальный (от лат. Parialis – частичный) ритм – образованный наложением сеток, имеющих разные модули, кратные одному или нескольким периодам. Экспрессивный приём расчленения целостного, моноритмичного и метрического

ряда на составные, на первый взгляд не связные и самостоятельные ряды.

Парциальный ритм может быть создан на основе единой сетки, укрупняя или измельчая модуль при создании композиционной решетки отдельных частей. Такое решение именуется простым парциальным ритмом. Так в рассматриваемом нами дорическом храме основным элементом ритма выступал ствол колонны, он задавал основную тональность и темп композиции храма. Но тут же мы должны рассмотреть целый ряд дополнительных элементов, интегрирующихся в единое ритмическое образование и соподчиненные главному.

 

Лучшее из решений сложно парциального ритма – Дворец Дожей в Венеции. Весьма лаконичный по пластике деталей

фасад организован с помощью четырёх сеток, имеющих разный модуль и нечетную кратность основному метру.

Ритмическое совпадение периодов чередуется с сильной на слабые доли.

Нижний ярус задаёт основной темп, которому вторит аркадный ярус второго этажа, увеличивая темп в двое

(соотношение ½, октава).

Тема стены завершена зубчатой аркатурой, сетка аркатуры и её период приходятся на восьмую колонну аркады, что соответствует стрельчатой арке – слабой доле основной темы нижнего яруса. Сетка аркатуры насчитывает при этом

девять ударов, что соответствует соотношению нюанса 8/9. Между основанием и аркатурным завершением

разворачивается тема стены и проемов. Крупные стрельчатые витражи не только сдвинуты по отношению с периодами аркады и аркатуры, но и фиксируют смещение слуховых окон-люнетов. По отношению к первому ярусу ритмическое согласование 6/19, к завершению – 4/17. Люнеты – 6/17 и 4/16, соответственно. Главное из композиционных качеств

этого произведения – установление сопоставлений ритмических рядов, при соблюдении принципа иерархии и соподчинения.

 

 

Изучая ритмические закономерности архитектуры, нельзя не согласится, что тут в значительной степени играет роль,

помимо ощущения динамики ритма, еще его функциональные свойства: симметрические образования и математическая сущность.