Определение ритма и ритмических закономерностей. Ритмический ряд и виды рядов, прогрессия.

 

Слово ритм (RHITHMOS) переводится с греческого – течение, и означает равномерное чередование, размерность.

Сущность всякого ритма заключено в движении (динамике), и обусловлена закономерным чередованием соизмеримых, чувственно и эмоционально воспринимаемых элементов формы, их акцентированием, повторением, нарастанием или убыванием.

В основе ощущения ритма лежит ожидание определенного события или образа на базе предшествующего представления.

Явления и процессы, происходящие в мире природы и проявляющиеся во временном и пространственном ритмах, имеют малые (микрокосм) и грандиозные по величине масштабы (макрокосм). Многообразие, естественные проявления жизни

в природе протекают в ритмической форме.

 

«Все научные гипотезы, законы и философские мировоззрения – есть не что иное, как стремление найти формулы и определения, выражающие ритмическое биение космоса». (М.Я. Гинзбург)

«Ритм это понуждение. Он порождает непреодолимую охоту подрожать, согласовываться с ним; не только шаг ноги,

но и сама душа следует такту и как, вероятно, заключали, - и души богов. И их пытались понуждать с помощью ритма и приобретать власть над ними». (Фр. Ницше)

 

Искусство – лишь одна из областей, в которых чувство ритма господствует и управляет. Подвергшись художественному овеществлению, ритм становится непременным спутником всех искусств. Аристотель отмечает ритм трех родов: ритм образов (движения танца), ритм тонов (песня) и ритм речи (поэзия).

Следует отметить, что аристотелевское определение касается «временных» искусств. Такова, например, природа музыкального ритма. Известное чередование звуков, их постоянное поступательное движение производит ритмическое изменение песни. В каждое данное мгновение, не тот или иной звук характерен для ритма, а отношение к

предшествующему звуку, оставшемуся лишь в нашем сознании. Благодаря свойству некоторой запоминательной особенности нашего восприятия, соотношение, создающее известную непрерывность впечатления, - является

непременным для музыки, танца и декламации.

Характерным элементом для ритма этого рода будет известное движение элементов, их прохождение во времени.

Время, и только время, может служить мерилом их ритмического построения движения элементов. Ритм активно-динамический – есть упорядоченное расчленение элементов в их временном прохождении, т.е. известная

закономерность в движении этих элементов.

 

В пластических искусствах понятие времени играет скрытую опосредованную роль, и заменяется понятием

пространственной протяженности.

Рассмотрим простейший пример: какую-нибудь кривую, изображенную на плоскости. Отдельным составными её элементами являются различные положения точки, движущейся в известном направлении. Следовательно, и здесь мы учитываем элемент движения; и здесь мы имеем дело с известным закономерным прохождением составных элементов. Однако, имеется существенная разница – в ритме музыки движение элементов было активным, каждый новый элемент появлялся лишь тогда, когда предыдущий исчезал, оставаясь в нашем сознании. Здесь же, в образовании пластической формы, новый элемент лишь прибавляется к старому, предыдущему, существующему уже не в нашем сознании, а занимающему определенное место в пространстве.

 

Ощущение ритма создается соотношением между реально существующими элементами, их взаимным одновременным существованием.

 

Но мы всё же воспринимаем известное ощущение ритма от данной кривой, следовательно, элемент движения должен существовать. И, действительно, ритмическое очарование, исходящее от данной кривой, объясняется тем, что каждый

раз бросая на неё взгляд, мы мысленно повторяем поступательное движение точки, некогда действительно совершившее это движение. Если мы, глядя на эту кривую, учитываем её ритм, значит, в нашем сознании непременно происходит отражение первоначального движения её образования. Здесь нет активного движения элементов, но происходит мыслительно-отраженное, которому не мешает одновременное существование всей траектории этого движения.

Мы имеем здесь дело с ритмом статическим, или, как мы его можем назвать, желая указать на его динамику, проявляющуюся лишь в нашем сознании, - ритмом пассивно-динамическим.

 

Если понимать композиционный каркас как безпредметно-сущностную трактовку архитектурного произведения, то раскрытие содержания пассивно-динамических закономерностей возложено на изображение сетки и решетки. Таким образом, желая лицом к лицу столкнуться с сущностью архитектурного произведения, с его ритмом, абстрагированным

от всех прочих привходящих свойств, желая среди множества особенностей произведения графически выделить его ритмические свойства, мы легко можем прибегнуть к условной стенографической транскрипции; важным качеством

которой есть установление структурных связей и отношений между её элементами.

 

Этот инструментарий позволяет выявить и оперировать параметричными свойствами ритма, где решетка раскрывает принцип построения, а сетка – модуляцию (от лат. Modulatio – мерность размерность).

 

Один из наиболее общих приёмов согласования архитектурной формы – ряды. Ряд – это система элементов, основанная

на периодичности повторения или изменения однозначных свойств формы.

 

На одной из вазовых фресок IV в. до н.э. изображена сцена из трагедии «Ифигенея в Тавриде». Там мы можем увидеть

нечто вроде двухколонного храма, но посредине находится изображение самой Ифигенеии, и роль этих колонн не динамическая, а статическая – остановить внимание на самом изображении.

Три колонны обладают тем же свойством, так как позволяют установить по средней колонне ось, останавливающую и задерживающую наше внимание. Таков памятник Фрасила, где над средней колонной установлен его портрет.

Четыре колонны уже обладают ярко выраженными качествами динамического воздействия ритма, и, действительно,

мы довольно часто встречаем в античном искусстве четырех колонные портики.

Наиболее распространенным было использование шести колонных храмов. И, действительно, в числе шесть есть

загадочная магия ритмического очарования, шесть колонн с достаточной силой устанавливают ритмическую закономерность, в тоже время, не усыпляя глаз и не теряя единство замысла.

Но когда в V в., «золотом веке Перикла», Фидий, Иктин и Каликрат хотят создать нечто небывалое и ошеломляющие… они порождают восьми колонный портик Парфенона. Всего два дополнительных каменных столба, и главный фасад «балансирует» на грани целостного, в числовом измерении, восприятия.

Закон, именуемый предельным числом Миллера, гласит – объем кратковременной памяти человека не превышает 7+ 2. Едино моментно мы в состоянии, не пересчитывая, увидеть 7 элементов.

И, действительно, большинство фасадов греческих храмов ограничено шестью колоннами, в то время как на боковых их число достигает семнадцати.

Исключение составит храм в Милете, с 10-ю колоннами на главном фасаде, что превращается ритм бесконечно длящий

своё движение и теряющий в монотонности акцент входа.

Таким образом, очевидно, что в группе архитектурных элементов, увеличение количества их – соответственно

увеличивает силу ритмического ощущения; однако, далее известного предела, достигнутая сила ритма производит разрушающие действие на цельность и единство восприятия архитектурного сооружения.

 

 

Прежде чем, мы приступим к дальнейшему рассмотрению ритмических закономерностей и их свойств, зафиксируем,

что ритмический ряд воспринимается как динамическое повторение форм и интервалов между ними. В нашем случае - колонны являлись ритмическими ударами (акцентами), а расстояния между ними – интервалом (от лат Intervallum – промежуток, расстояние между чем либо).

Однако, далеко не всегда, архитектурные формы выступают акцентами, а расстояния между ними – интервалами. При соответствующей активизации интервалов происходит переакцентирование ряда, превращая интервалы в ритмические удары.

Например, фасад палаццо Вальмарано, лишенный ордерной обработки, предстанет ритмическим рядом окон (акцентов),

где интервалом выступят простенки. При появлении на простенках выразительно-активного рельефа пилястр, оконные проемы приобретают подчиненную роль интервала.

 

Соотношение ритмического удара и интервала подчинено определенного рода закономерности. В зависимости от постоянства или изменяемости различают два основных вида рядов:

- метрический, образованный повторностью одинаковых элементов (ударов и интервалов);

- ритмический, образованный последовательным изменением элементов ряда.

Ритмическим закономерностям характерны последовательные изменения качественной величины элементов ряда (удара, интервала или их обоих). Закономерное нарастание или убывание какого-либо предметного качества может быть

выражена геометрическим или математическим образом.

 

Различают три вида прогрессий (от лат. Progressio – возрастание), числовые отношения которых определяют свой ритмический ряд:

-геометрическая;

-арифметическая;

-гармоническая.

В любой из прогрессий, заданных рядом числовых величин (a, b, c, d, etc.), может быть определено «среднее» из двух «крайних».

 

Геометрическая прогрессия. При построении ряда на основе этой прогрессии сохраняется постоянное отношение между величинами ударов или интервалов ряда.

a : b = b : c = c :d =…. = const.

Знаменателем прогрессии (величина отношения между соседними членами ряда) может быть целое, дробное или иррациональное число.

При знаменателе, равном единице, ряд превращается в метрический.

При увеличении знаменателя нарастает контраст между соседними членами, увеличение предельной величины (определяемой в каждом конкретном случае) может привести к нарушению зрительной связи элементов и распадению ритмического ряда.

Среднее геометрическое может быть определено – b = ac.

Геометрические построения ряда основаны на подобии треугольников.

Частный случай геометрической прогрессии – ряд величин так называемого «золотого сечения».

 

Арифметическая прогрессия. Ряд в данном случае характеризуется тем, что постоянной величиной является не отношение между соседними членами ряда, а разностью между ними. Разностью может быть как целое, так и дробное число.

a – b = b – c = c – d = … = const.

Среднее арифметическое – b = a + c / 2.

По мере возрастания ряда отношения между соседними членами приобретают нюансное отличие, приближаясь в

пределе к равенству, т.е. ряд вырождается в метрический. Равно и то, что можно считать метрический ряд частным

случаем арифметического, при величине разности равной 0.

Гармоническая прогрессия. В числовом выражении являет собой обратно арифметическое. 1/a, 1/b, 1/c, 1/d, …,

где a, b, c, d, etc. – величины определяемые арифметической прогрессией.

Среднегармоническое – b = 2ac / a + c.

 

Построение гармонического ряда может быть представлено, графическим методом проекций, а именно методом перспективной проекции метрического ряда. Всякое изображение колоннады (как простейшего метрического ряда) в перспективе будет носить характер гармонических изменений элементов (стволов колонн и интерколумния).

Частный случай «фронтальной перспективы», когда плоскость фасада параллельна картинной плоскости, демонстрирует наличие простых метрических закономерностей.

 

Ритмические ряды наиболее полно передают динамику ритма пластических искусств. Если пространственные соотношения привести к временному эквиваленту, то величину отношения между соседними членами можно представить как скорость изменения ряда.

Ряд, образованный в геометрической прогрессии, можно охарактеризовать как имеющий равномерную скорость

 

изменений, т.е. «равномерно возрастающий» или «равномерно убывающий» ряд.

Ряд, полученный по арифметической прогрессии, имеет неравномерную скорость изменения, т.е. воспринимается как ряд «замедленно-возрастающий» или «ускоренно-убывающий».

Гармонически образованные ряды имеют неравные изменения скорости, однако характер этих изменений позволяет обозначить такие ряды как «ускоренно-возростающие» или «замедленно-убывающие».

Каждое из данных определений имеет явно выраженный эмоциональный окрас, выражающий переживания в процессе восприятия ритмических закономерностей, и не более чем общепринятая интерпретация феноменологического

содержания ритмических форм.