Вычисление факториала
Begin
write('Ведите натуральное число в 10-сс: ');
readln(x);
writeln('Переведем ', x,' в 2-сс: ');
a:=x; {сохраняем исходное число в дополнительной переменной а}
write('1 способ - с помощью итерации (цифры в обратном порядке): ');
{цифры двоичного представления вычисляются в обратном порядке (сначала последние)}
while x>0 do
begin
c:=x mod 2;
x:=x div 2;
write(c);
end;
writeln;
write('2 способ - с помощью рекурсии: ');
BinaryRepresentation(a);
readkey;
end.
Классическим примером рекурсивной функции является вычисление факториала. Из курса математики известно, что ,
. С другой стороны
.
Таким образом, нам известны два частных случая параметра , а именно
и
, при которых мы без каких-либо дополнительных вычислений можем определить значение факториала.
Во всех остальных случаях, то есть для , значение факториала может быть вычислено через значение факториала для параметра
.
Таким образом, рекурсивная подпрограмма будет иметь вид:
function Factorial (n:byte):longint;
begin
if (n=0) or (n=1) {описываются условия граничных случаев}
then Factorial:=1 {точка возврата или остановка рекурсии}
else Factorial:= Factorial (n-1)*n; { шаг рекурсии }
end;
Или так
function Factorial (n:byte):longint;
begin
if n>0 then Factorial:= Factorial (n-1)*n; { шаг рекурсии }
else Factorial:=1 {точка возврата или остановка рекурсии}
end;
На рисунке 16.2 показан процесс вычисления для случая Factorial(4).
Первый вызов функции осуществляется из основной программы, например a:= Factorial(4). Он продолжается до тех пор, пока значение локальной переменной не становится равной 1. После этого начинается выход из рекурсии. В результате вычислений получается, что Factorial(4)=4*3*2*1.
Сначала образуется так называемый рекурсивный фрейм №1 при n=4. Для этого фрейма отводится память и в нем фиксируются все значения переменных тела функции при n=4. Отметим, что в рекурсивном фрейме фиксируются значения всех переменных функции, кроме глобальных.
Рис. 16.2. Вычисление функции Factorial(n) для n=4.
Затем происходит вызов Factorial(n) при n=3. Образуется фрейм №2, где фиксируются значения переменных тела функции при n=3. При этом фрейм №1 также хранится в памяти. Из фрейма №2 происходит обращение к Factorial(n) при n=2. В результате этого обращения образуется фрейм №3, где фиксируются значения переменных тела функции при n=2 и т.д. до тех пор, пока при очередном обращении к функции Factorial условие n>0 не примет значение false.
Это произойдет в фрейме №5. В этом фрейме мы получим значение Factorial =1 и передадим это значение в фрейм №4. После этого фрейм №5 будет уничтожен, так как обращение Factorial(n) при n=0 будет выполнено.
В фрейме №4 мы вычислим значение Factorial(n) для n=1. После чего мы передадим это значение во фрейм №3, а фрейм №4 будет закрыт, так как обращение к Factorial(n) при n=1 будет закончено.
Так мы будем сворачивать эту цепочку фреймов в последовательности, обратной той, в которой мы их порождали, пока не свернем фрейм №1. После чего вычисление функции будет окончено.
Рекурсивные подпрограммы применяют для компактной записи алгоритмов, имеющих рекурсивную природу.
Любую рекурсивную подпрограмму можно реализовать без применения рекурсии. Запись ее в этом случае может значительно удлиниться, зато уменьшится расход времени и памяти на повторные вызовы и передачи копий параметров.
Существует два важных положения, известных в математике и в программировании, определяющих соотношение между итерацией и рекурсией: