Аудиовизуальные средства обучения.
К ним относятся: диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы и видеофильмы, звукозаписи, ИКТ. В основе выделения этих групп лежит способ передачи информации.
Экранные средства обучения включают диапозитивы, диафильмы и транспаранты к графопроектору. Эти пособия считают статичными, однако надо иметь в виду, что в каждом кадре есть внутренняя скрытая динамика.
Диапозитивы — цветные или черно-белые фотографии на пленке, реже на стекле. Диапозитивы были первым экранным средством, появившимся в школе, но до сих пор широко использующееся в практике. Это объясняется рядом причин. В первую очередь тем, что изображение объектов природы на фото передается без искажений.
Л. П. Прессман выделяет три этапа этого процесса. Первый — целостный охват всего диапозитива. Учитель называет кадр и дает учащимся возможность рассмотреть его, на что отводит 1—1,3 мин. После этого он комментирует детали диапозитива. Второй этап работы — рассматривание. При подготовке к уроку учитель не только подбирает диапозитивы, исходя из его темы и цели, определяет последовательность их демонстрации, но и составляет задания для наблюдения зрительного ряда таким образом, чтобы дети «считали» всю информацию.
Диапозитивный фильм, или диафильм, — это тоже диапозитивы, но расположенные в определенной последовательности на кинопленке, объединенные общей темой. Информация в диафильмах передается двумя путями — с помощью изображения (зрительный ряд) и короткого текста (субтитров).
Транспаранты для графопроектора также относятся к статическим средствам обучения. Однако эта статичность в значительной мере условна. За счет постепенного наложения одного транспаранта на другой создается иллюзия движения и развития. Статичные изображения приобретают определенную динамику. Дети становятся свидетелями развивающегося процесса, могут обсудить каждый новый этап в ходе подачи учебного материала. Транспаранты используются в различных учебных ситуациях: при объяснении нового материала, при его закреплении, для проверки самостоятельной работы учащихся.
Экранно-звуковые средства обучения отличаются динамичностью в подаче материала и звуковым оформлением. К ним относятся кинофильмы, кинофрагменты и видеофильмы. Ценность учебных фильмов в том, что они позволяют познакомить школьников с такими явлениями и процессами, которые трудно или невозможно увидеть в природе: распускание почек на ветках деревьев, замерзание реки, морской прибой и т. д.
Учебные фильмы как средства обучения имеют некоторые особенности (Карпов Г. В., Прессман Л. П., Романин В. А.):
1) динамичность изображения — наиболее значительная в дидактическом отношении особенность учебных фильмов. Она позволяет рассматривать явления в процессе движения, развития, то есть наиболее правдиво, жизненно;
2) возможность рассматривания явления в целом и по частям, что способствует формированию полных и четких представлений;
3) передача большого объема информации за короткое время;
4) использование мультипликации, с помощью которой можно показать объекты и процессы, которые нельзя наблюдать (работа органов тела человека; жизнь внутри улья, муравейника), а также то, чего нет в действительности, но создано воображением человека (жизнь в отдаленные времена).
Из всех видов учебных фильмов наиболее эффективным является кинофрагмент. В нем информация передается в краткой, сжатой форме, что делает кинофрагменты не только эффективными, но и удобными в использовании. В настоящее время кинофильмы постепенно заменяются видеофильмами.
В практике работы широко применяются самодельные видеофильмы.
У видеофильма есть свои характерные особенности:
1) возможность остановить кадр и подробно проанализировать его содержание, сравнить с наблюдениями детей или другими изобразительными средствами;
2) вернуть запись для уточнения, конкретизации, сравнения;
3) снять звук и вместо дикторского текста составить свой (составлять могут и учителя и дети);
4) простота и удобство в обращении.
Звуковые средства обучения — это грамзаписи голосов птиц, млекопитающих, шума леса, прибоя. Кроме этого, на уроках используются записи рассказов ученых, путешественников и др.
Компьютер (ИКТ) имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений естествознания с помощью графических средств изображений. По мнению исследователей, компьютерные программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний о закономерностях, существующих в природе.
Компьютер (ИКТ) в обучении младших школьников должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
¾ активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
¾ достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе. Во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
¾ развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
¾ снижению дидактических затруднений у учащихся;
¾ повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции;
¾ приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Использование компьютерных технологий в сочетании со здоровьесберегающими технологиями повышает эффективность обучения.
Включая в урок новые средства обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учеников. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.