Микроструктурный анализ становления образа
Для многих практических задач необходимы использование и разработка принципов анализа микроструктуры деятельности, которые позволили бы получить детальное описание перцептивных действий и операций и, что не менее важно, установить характер складывающихся между ними координации.
Сказанное относится как к восприятию предметного окружения (включая анализ фаз восприятия в реальном масштабе времени — микрогенетический аспект изучения восприятия), так и к исследованию процессов приема, хранения, использования и воспроизведения графической, символической и других видов информации.
Рассмотрим вначале ситуацию микрогенеза, т. е. актуального становления зрительного образа объекта.
В многочисленных традиционных исследованиях выявлялись три-четыре фазы этого процесса.
На первой фазе ответы испытуемых характеризовались как: восприятие отсутствует, диффузный фон, смутное чувство наличия формы и т. п.
На второй фазе: аморфная форма, наличие линий, отдельные детали (без общего адекватного опознания), упрощенная форма (по сравнению с предъявленной), ложные гипотезы, обобщенная форма (без деталей), дополнение воспринятого и т. п.
На третьей фазе: узнавание, уверенное восприятие формы, ясный гештальт, оптимальное восприятие формы, идентификация, интерпретация и т. п.
Во всех этих случаях исследователи намеренно затрудняли узнавание снижением контраста, увеличением удаленности и эксцентричности положения объекта в поле зрения и т. д.
В одном из исследований микрогенеза восприятия, выполненного в контексте микроструктурного анализа, была получена не только качественная, но и количественная характеристика процесса.
Б. М. Величковскому удалось восстановить временной ход микрогенеза восприятия объекта в порядковой и даже в метрической форме.
Он рассматривает три класса перцептивных задач.
В первый класс входят процессы локализации объекта в трехмерном пространстве, а также оценка его размеров. На решение этих задач уходит примерно 50 мс.
Решение задач второго класса связано с возможностью оценки временной последовательности событий, что требует при интра- и интермодальных сочетаниях стимулов около 100 мс. В этот класс входят процессы восприятия светлоты и параметров движения объектов. Эти виды восприятия инвариантны относительно пространственного положения, а видимая яркость — также и относительно длительности предъявления.
Наконец, в третий класс перцептивных задач входят процессы восприятия формы объектов. В течение 100—150 мс с момента предъявления стимула объект выступает в восприятии как бесформенное и весьма лабильное образование. Требуется 200—300 мс, чтобы форма была воспринята как инвариантное целое, сохраняющее взаимное расположение своих частей во время разнообразных движений, наклонов, поворотов объектов в пространстве.
Время восприятия ригидной формы зависит от скорости движения и от сложности формы, которая приблизительно пропорциональна числу элементов формы и случайности их расположения.
В последних работах этого автора показано, что внутри пpoцессов восприятия фигуративных характеристик предметов отчетливо выделяются две самостоятельные стадии:
· на первой, более быстрой стадии происходит оценка общих очертаний, в частности, ориентации предмета в пространстве;
· на второй — оценка спецификации внутренних деталей объекта.
Для завершения второй стадии необходимым оказывается участие фокального внимания.
Зрительное восприятие, таким образом, движется от локализации квазипредметных областей в пространстве и времени к последующему описанию общих очертаний этих областей и, наконец, к отчетливому восприятию предмета во всем многообразии его деталей.
Все это позволяет говорить о различных уровнях построения образа предмета. Процесс микрогенеза представляет собой последовательное восхождение с уровня на уровень, регулируемое перцептивной или любой другой задачей, а также временными и энергетическими условиями стимуляции. По мере этого восхождения в восприятие вовлекаются все новые системы функциональных блоков, операций и перцептивных действий.