Микроструктурный анализ становления образа

 

Для многих практических задач необходимы использова­ние и разработка принципов анализа микроструктуры деятельнос­ти, которые позволили бы получить детальное описание перцептив­ных действий и операций и, что не менее важно, установить ха­рактер складывающихся между ними координации.

 

Сказанное относится как к восприятию предметного окружения (включая анализ фаз восприятия в реальном масштабе времени — микроге­нетический аспект изучения восприятия), так и к исследованию процессов приема, хранения, использования и воспроизведения графической, символической и других видов информации.

 

 

Рассмотрим вначале ситуацию микрогенеза, т. е. актуального становления зрительного образа объекта.

 

В многочисленных тради­ционных исследованиях выявлялись три-четыре фазы этого про­цесса.

 

На первой фазе ответы испытуемых характеризовались как: восприятие отсутствует, диффузный фон, смутное чувство наличия формы и т. п.

 

На второй фазе: аморфная форма, наличие линий, отдельные детали (без общего адекватного опознания), упрощен­ная форма (по сравнению с предъявленной), ложные гипотезы, обобщенная форма (без деталей), дополнение воспринятого и т. п.

 

На третьей фазе: узнавание, уверенное восприятие формы, ясный гештальт, оптимальное восприятие формы, идентификация, интер­претация и т. п.

 

Во всех этих случаях исследователи намеренно затрудняли узнавание снижением контраста, увеличением удаленности и эк­сцентричности положения объекта в поле зрения и т. д.

 

В одном из исследований микрогенеза восприятия, выполненного в контек­сте микроструктурного анализа, была получена не только качественная, но и количественная характеристика процесса.

 

Б. М. Величковскому удалось восстановить временной ход микрогенеза вос­приятия объекта в порядковой и даже в метрической форме.

 

Он рассматривает три класса перцептивных задач.

 

В первый класс входят процессы локализации объекта в трехмерном пространстве, а также оценка его размеров. На решение этих задач уходит при­мерно 50 мс.

 

Решение задач второго класса связано с возмож­ностью оценки временной последовательности событий, что требу­ет при интра- и интермодальных сочетаниях стимулов около 100 мс. В этот класс входят процессы восприятия светлоты и па­раметров движения объектов. Эти виды восприятия инвариантны относительно пространственного положения, а видимая яркость — также и относительно длительности предъявления.

 

Наконец, в тре­тий класс перцептивных задач входят процессы восприятия формы объектов. В течение 100—150 мс с момента предъявления стимула объект выступает в восприятии как бесформенное и весьма ла­бильное образование. Требуется 200—300 мс, чтобы форма была воспринята как инвариантное целое, сохраняющее взаимное рас­положение своих частей во время разнообразных движений, на­клонов, поворотов объектов в пространстве.

 

Время восприятия ригидной формы зависит от скорости движения и от сложности формы, которая приблизительно пропорциональна числу элементов формы и случайности их расположения.

 

В последних работах этого автора показано, что внутри пpo­цессов восприятия фигуративных характеристик предметов отчет­ливо выделяются две самостоятельные стадии:

· на первой, более быстрой стадии происходит оценка общих очертаний, в частности, ориентации предмета в пространстве;

· на второй — оценка специ­фикации внутренних деталей объекта.

 

Для завершения второй ста­дии необходимым оказывается участие фокального внимания.

 

Зри­тельное восприятие, таким образом, движется от локализации квазипредметных областей в пространстве и времени к последую­щему описанию общих очертаний этих областей и, наконец, к от­четливому восприятию предмета во всем многообразии его деталей.

 

Все это позволяет говорить о различных уровнях построения образа предмета. Процесс микрогенеза представляет собой после­довательное восхождение с уровня на уровень, регулируемое пер­цептивной или любой другой задачей, а также временными и энер­гетическими условиями стимуляции. По мере этого восхожде­ния в восприятие вовлекаются все новые системы функциональных блоков, операций и перцептивных действий.