Вопрос 3. Вывод акций на международные рынки

После проведения необходимой информационной подготовки корпорация может переходить к продвижению акций на зарубежные рынки. Наиболее распространенными и приемлемыми в настоящее время являются Американские Депозитарные Расписки. АДР появились как основной способ, с помощью которого неамериканские эмитенты могут получить доступ на американский рынок акций. Зарубежная компания, стремящаяся получить листинг на биржах США, должна осуществить это через процесс листинга АДР.

Все более растущее число компаний, в особенности в странах с развивающейся или переходной экономикой, выбирают в качестве способа привлечения средств иностранных инвесторов выпуск депозитарных расписок (АДР), которые обеспечивают выход на наиболее емкий фондовый рынок мира с незначительными издержками. Процесс глобализации рынков акций и потребность в капитале, которую испытывают компании в странах с развивающимися рынками, ускорили рост рынка АДР, которые являются свидетельствами, подтверждающими владение акциями компаний, то есть право собственности инвесторов США на акции иностранной компании. АДР подразумевают непосредственное право голосования по акциям, лежащим в основе данных расписок, позволяют облегчить решение проблем (с расчетами, валютным курсом и непосредственным владением акциями), существующими на внутреннем рынке.

Механизм АДР расширяет возможности инвесторов, предоставляя им право осуществлять вложения не только в те ценные бумаги, которые прошли процедуру листинга (зарегистрированы) на известных фондовых биржах.

АДР снижают риски вложений в акции для иностранных инвесторов; повышают ликвидность рынка акций эмитента, позволяют обойти ограничения, накладываемые на покупку ценных бумаг нерезидентами. Поэтому программа выпуска АДР – реальная возможность серьезно заявить корпорации о себе международным финансовым и инвестиционным кругам.

АДР уровня 1 позволяет американским инвесторам вкладывать средства на вторичном рынке в акции большинства компаний, имеющих листинг на биржах всех стран, кроме США. Торги проводятся на внебиржевых площадках США и на нескольких биржах за пределами США.

Подача финансовой отчетности предприятия, которая должна отвечать международным стандартам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, в Комиссию по ценным бумагам и биржам США необязательна.

Уровни 2 и 3 применимы для прохождения и получения полного листинга ценных бумаг на фондовых биржах в США. Каждый уровень имеет различный порядок регистрации и отчетности в Комиссии по ценным бумагам и биржам и обязательное соответствие требованиям по соблюдению норм US GAAP и GAAS. Необходимо соответствие нормам получения листинга на национальных фондовых биржах или в системе NASDAQ (Автоматизированные котировки Национальной Ассоциации дилеров по ценным бумагам).

Размещение по правилу 144А позволяет размещать АДР среди институциональных инвесторов, при этом отсутствует необходимость регистрации в Комиссии по ценным бумагам и биржам США, а также появляется возможность реализовывать АДР неамериканским инвесторам по Правилу S.

Данная форма размещения предполагает подготовку Информационного Меморандума международной компанией-андеррайтером, которая непосредственно осуществляет размещение, проведение "роад-шоу " и ряда подготовительных мероприятий.

Одним из основных этапов создания ликвидного рынка акций является размещение 5-10% пакета акций среди зарубежных институциональных инвесторов. Продажа акций создаст первоначальный рынок ценных бумаг за рубежом, на несколько порядков повысит доверие к акциям эмитента и позволит значительно повысить котировки на внутреннем рынке.

Само размещение осуществляется путем тщательно подготовленной кампании "Road-Show" (презентация) с участием представителей государственных ведомств РФ и руководства корпорации, по завершении которой проводятся торги с определенно высокой продажной ценой акций. Особенностью этого размещения является то, что оно проводится без больших финансовых затрат на международный аудит, финансовых и юридически международных консультантов и подготовку международного меморандума, которые необходимы при размещении через систему АДР по правилу 144А (американских депозитарных расписок).

В целях финансирования своего развития и формирования устойчивого зарубежного рынка сбыта ряд крупных российских эмитентов привлекает стратегических инвесторов путем продажи определенных пакетов своих акций. Выбор стратегического инвестора должен осуществляться не ранее появления устойчивого спроса на акции эмитента, то есть тогда, когда возникает возможность выбора инвестора на условиях партнерства, более выгодных для эмитента.