Фрикционные передачи
Передачи трением
ЛЕКЦИИ 5,6
Краткое содержание
Фрикционные передачи. Достоинства фрикционных передач. Недостатки фрикционных передач. Основные требования к материалам фрикционных катков. Расчет фрикционных передач. Ременные передачи. Достоинства ременных передач. Недостатки ременных передач. Типы ремней. Усилия в передаче. Порядок проектного расчёта плоскоременной и клиноременной передач. Конструкции шкивов.
Во фрикционных механизмах движение передается за счет сил трения, возникающих при контакте звеньев. Простейшая фрикционная передача (рис.5.1,а) состоит из двух цилиндрических катков 1 и 2 и стойки 3. Один каток прижимается к другому с помощью пружины. Используются в кинематических цепях приборов для обеспечения плавности движения, бесшумности и безударного включения. К фрикционным механизмам относятся и вариаторы (рис.5.1,б), которые обеспечивают плавное изменение угловой скорости ведомого звена 2 при равномерном вращении ведущего звена 1 и его перемещения вдоль оси.
Главное условие работы передачи состоит в том, что момент сил трения между катками должен быть больше передаваемого крутящего момента.
а). б).
Рис.5.1
Фрикционные передачи выполняются:
· с постоянным передаточным отношением;
· с регулируемым передаточным отношением (вариаторы).
Передачи с постоянным передаточным отношением применяются редко, главным образом, в кинематических цепях приборов, например, магнитофонов и т.п. Они уступают зубчатым передачам в несущей способности. Зато фрикционные вариаторы применяют как в кинематических, так и в силовых передачах для бесступенчатого регулирования скорости. Зубчатые передачи не позволяют такого регулирования.
Передаточное отношение цилиндрической фрикционной передачи:
, (5.1)
где – коэффициент скольжения (0,05 - для передач всухую; 0,01 – для передач со смазкой.
Достоинства фрикционных передач:
· простота тел качения;
· равномерность вращения, что удобно для приборов;
· возможность плавного регулирования скорости;
· отсутствие мёртвого хода при реверсе передачи.
Недостатки фрикционных передач:
· потребность в прижимных устройствах;
· большие нагрузки на валы, т.к. необходимо прижатие дисков;
· большие потери на трение;
· повреждение катков при пробуксовке;
· неточность передаточных отношений из-за пробуксовки.
Основными видами поломок фрикционных передач являются:
· усталостное выкрашивание (в передачах с жидкостным трением смазки, когда износ сводится к минимуму);
· износ (в передачах без смазки);
- задир поверхности при пробуксовке.