Альтернативные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приоритетными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Беларусь являются защита их прав и интересов, полноценная реабилитация, социализация и успешная интеграция в общество. В качестве одной из мер, позволяющих реализовать государственную политику, выступает развитие института замещающих семей (деинституализация жизнеустройства детей сиротской категории). Отечественный и мировой опыт убедительно показывает, что гарантии благополучного будущего ребенка-сироты, выросшего в семье, значительно выше, чем воспитанного в учреждении.

В Республике Беларусь развиваются и совершенствуются следующие альтернативные формы воспитания детей, проживающих в детских учреж­дениях:

Опекунская семья – семья, в которой семейная пара или отдельные граждане (опекуны, попечители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без родительской опеки, на осно­ве решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя).

На основании решения органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном или попечителем ему выдается удостоверение на право представления интересов подопечного, выплачивается ежемесяч­ное денежное пособие на его содержание. Обязанности по опеке выпол­няются безвозмездно (не оплачиваются).

Опекуны не препятствуют общению ребенка с родителями и родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Приемная семья – семья, в которой семейная пара или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без родительской опеки, в соответствии с Положением о приемной семье на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора.

Приемному родителю время работы зачисляется в трудовой стаж, он имеет право на оплачиваемый отпуск, премии и др.

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший (не достигшие) совершеннолетия, на срок, предусмотренный договором. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

Гостевая семья – форма временного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, в семьи на выходные, праздничные и каникулярные дни. Гостевые семьи могут стать основой для создания патронатных и приемных семей.

Детский дом семейного типа (ДДСТ) – семья, принявшая на воспита­ние от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попече­ния родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане выпол­няют обязанности по воспитанию детей на основании договора об усло­виях воспитания и содержания детей и трудового договора на должности родителей-воспитателей.

В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи. При отборе родителей-воспитателей преимущественным правом пользуются лица, имеющие педагогическое, психологическое или медицин­ское образование, положительный опыт воспитания детей в качестве родителей, усыновителей, приемных родителей, опекунов (попечите­лей). Родители-воспитатели являются педагогическими работниками, они могут быть лицами обоего пола (за исключени­ем лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспо­собными; лишенных в судебном порядке родительских прав или огра­ниченных в родительских правах; отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; не могущих по состоянию здоровья осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка; близких родствен­никовдетей (братьев, сестер, деда, бабки), передаваемых на воспитание вдетский дом семейного типа). На детский дом семейного типа уста­навливается1,5 штатной единицы родителей-воспитателей. Время работыв качестве родителей-воспитателей засчитывается в общий тру­довой стаж в соответствии с действующим законодательством. Родители-воспитатели ДДСТ обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения ими образования, готовить их к самостоя­тельнойжизни.

Патронатное воспитание детей (лат. patron us – защитник)– воспитан­ников детских интернатных учреждений – форма определения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью патронатного воспита­теля при распределении обязанностей по защите законных прав и инте­ресов ребенка между патронатным воспитателем, органом опеки и попе­чительства и учреждением, передающим ребенка на патронатное воспи­тание (ст. 175 КоБС).

Национальное усыновление (удочерение) – основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителями и усыновленными возникают такие же права и обязанности, как между роди­телями и детьми, в том числе алиментные и наследственные.

Международное усыновление (удочерение) – усыновление иностранными гражданами детей на территории Республики Беларусь. Произво­дится по их заявлению областными судами по месту жительства (нахож­дения) усыновляемого ребенка, а в городе Минске – Минским город­ским судом.

Детская деревня (городок) – социально-педагогическое учреждение образования, созданное на основе двух и более воспитательных групп, в рамках которых семейная пара или отдельные граждане (родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без опеки родителей, на основе устава детской дерев­ни (городка), договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.

SOS-Киндердорф (Kinderdorf – детская деревня) – деревня, в кото­рой в отдельных домах (коттеджах) проживают и воспитываются дети-сироты в условиях, приближенных к семейным.

SOS – детская деревня – негосударственное, политически и конфессионально независимое социальное учреждение. Его цель – обеспечить осиротевших и оказавшихся в беде детей семьей и подготовить ихксамостоятельной жизни независимо от этнической принадлежности, национальности и вероисповедания.

Отцом детских деревень и основателем международного движения «SOS – Kinderdorf International» стал известный австрийский врач и педагог Герман Гмайнер (1919 – 1986) – автор гуманной модели воспитания осиротевших детей, «человек столетия».

В июле 1995 г. состоялось открытие первой в Беларуси детской деревни под Минском, в поселке Боровляны, построен­ной Немецким фондом имени Г. Гмайнера и бело­русским фондом «SOS-Детская деревня». Ныне в ней проживает 13 семей, по 8–10 детей в каждой. Всего в Республике Беларусь функционируют три «SOS – детские деревни»: в пос. Боровляны (около 100 детей), г. Марьина Горка (около 80 детей). В конце 2007 г. в г. Могилеве начала функционировать третья SOS – детская деревня. В ней проживают 14 семей, в каждой из которых взяты на воспитание по 6 – 8 детей из интернатных учреждений Могилевской области.

На территории SOS – детской деревни в пос. Боровляны более 10 лет функционирует SOS – Социальный центр матери и ребенка им. Германа Гмайнера. В нем проводится оздоровление детей из многодетных семей, которые приезжают из районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. В центре проводится также социальная реабилитация детей – пациентов Республиканского онкогематоло-гического центра. SOS – социальный центр состоит из четырех двухэтажных домов, в которых одновре­менно проживают от двух до четырех недель 25 – 30 детей с матерями.

Новой для республики стала практика ис­пользования детских домов смешанного типа, где дети только живут, а обучаются в общеобразовательной школе. Здесь создаются разновозрастные группы (семьи) по 10–12 человек, проживающие в условиях квартир.