Альтернативные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приоритетными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Беларусь являются защита их прав и интересов, полноценная реабилитация, социализация и успешная интеграция в общество. В качестве одной из мер, позволяющих реализовать государственную политику, выступает развитие института замещающих семей (деинституализация жизнеустройства детей сиротской категории). Отечественный и мировой опыт убедительно показывает, что гарантии благополучного будущего ребенка-сироты, выросшего в семье, значительно выше, чем воспитанного в учреждении.
В Республике Беларусь развиваются и совершенствуются следующие альтернативные формы воспитания детей, проживающих в детских учреждениях:
Опекунская семья – семья, в которой семейная пара или отдельные граждане (опекуны, попечители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без родительской опеки, на основе решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя).
На основании решения органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном или попечителем ему выдается удостоверение на право представления интересов подопечного, выплачивается ежемесячное денежное пособие на его содержание. Обязанности по опеке выполняются безвозмездно (не оплачиваются).
Опекуны не препятствуют общению ребенка с родителями и родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.
Приемная семья – семья, в которой семейная пара или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без родительской опеки, в соответствии с Положением о приемной семье на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора.
Приемному родителю время работы зачисляется в трудовой стаж, он имеет право на оплачиваемый отпуск, премии и др.
На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший (не достигшие) совершеннолетия, на срок, предусмотренный договором. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.
Гостевая семья – форма временного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, в семьи на выходные, праздничные и каникулярные дни. Гостевые семьи могут стать основой для создания патронатных и приемных семей.
Детский дом семейного типа (ДДСТ) – семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора на должности родителей-воспитателей.
В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи. При отборе родителей-воспитателей преимущественным правом пользуются лица, имеющие педагогическое, психологическое или медицинское образование, положительный опыт воспитания детей в качестве родителей, усыновителей, приемных родителей, опекунов (попечителей). Родители-воспитатели являются педагогическими работниками, они могут быть лицами обоего пола (за исключением лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лишенных в судебном порядке родительских прав или ограниченных в родительских правах; отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; не могущих по состоянию здоровья осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка; близких родственниковдетей (братьев, сестер, деда, бабки), передаваемых на воспитание вдетский дом семейного типа). На детский дом семейного типа устанавливается1,5 штатной единицы родителей-воспитателей. Время работыв качестве родителей-воспитателей засчитывается в общий трудовой стаж в соответствии с действующим законодательством. Родители-воспитатели ДДСТ обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения ими образования, готовить их к самостоятельнойжизни.
Патронатное воспитание детей (лат. patron us – защитник)– воспитанников детских интернатных учреждений – форма определения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя при распределении обязанностей по защите законных прав и интересов ребенка между патронатным воспитателем, органом опеки и попечительства и учреждением, передающим ребенка на патронатное воспитание (ст. 175 КоБС).
Национальное усыновление (удочерение) – основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителями и усыновленными возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, в том числе алиментные и наследственные.
Международное усыновление (удочерение) – усыновление иностранными гражданами детей на территории Республики Беларусь. Производится по их заявлению областными судами по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка, а в городе Минске – Минским городским судом.
Детская деревня (городок) – социально-педагогическое учреждение образования, созданное на основе двух и более воспитательных групп, в рамках которых семейная пара или отдельные граждане (родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без опеки родителей, на основе устава детской деревни (городка), договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.
SOS-Киндердорф (Kinderdorf – детская деревня) – деревня, в которой в отдельных домах (коттеджах) проживают и воспитываются дети-сироты в условиях, приближенных к семейным.
SOS – детская деревня – негосударственное, политически и конфессионально независимое социальное учреждение. Его цель – обеспечить осиротевших и оказавшихся в беде детей семьей и подготовить ихксамостоятельной жизни независимо от этнической принадлежности, национальности и вероисповедания.
Отцом детских деревень и основателем международного движения «SOS – Kinderdorf International» стал известный австрийский врач и педагог Герман Гмайнер (1919 – 1986) – автор гуманной модели воспитания осиротевших детей, «человек столетия».
В июле 1995 г. состоялось открытие первой в Беларуси детской деревни под Минском, в поселке Боровляны, построенной Немецким фондом имени Г. Гмайнера и белорусским фондом «SOS-Детская деревня». Ныне в ней проживает 13 семей, по 8–10 детей в каждой. Всего в Республике Беларусь функционируют три «SOS – детские деревни»: в пос. Боровляны (около 100 детей), г. Марьина Горка (около 80 детей). В конце 2007 г. в г. Могилеве начала функционировать третья SOS – детская деревня. В ней проживают 14 семей, в каждой из которых взяты на воспитание по 6 – 8 детей из интернатных учреждений Могилевской области.
На территории SOS – детской деревни в пос. Боровляны более 10 лет функционирует SOS – Социальный центр матери и ребенка им. Германа Гмайнера. В нем проводится оздоровление детей из многодетных семей, которые приезжают из районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. В центре проводится также социальная реабилитация детей – пациентов Республиканского онкогематоло-гического центра. SOS – социальный центр состоит из четырех двухэтажных домов, в которых одновременно проживают от двух до четырех недель 25 – 30 детей с матерями.
Новой для республики стала практика использования детских домов смешанного типа, где дети только живут, а обучаются в общеобразовательной школе. Здесь создаются разновозрастные группы (семьи) по 10–12 человек, проживающие в условиях квартир.