По работЕ с детьми, подвергшимися жестокому обращению

Рекомендации для педагогов

 

Дети, подвергшиеся насилию, обычно не склонны обращаться за помощью, а си­стема их выявления развита недостаточно. Однако каждый педагог должен быть готов к тому, что к нему может обратиться ребё­нок, страдающий от насилия, поэтому ему следует обладать определённой информаци­ей о том, что следует предпринять в данной ситуации.

ü Следует знать общие признаки наси­лия.

ü Необходимо быть наблюдательным: замечать любые, даже кажущиеся несуще­ственными, изменения в поведении ребён­ка, его эмоциональной сфере, учебной дея­тельности и т. д.

ü Если педагог предполагает, что по от­ношению к ребёнку применяется насилие, ему следует обратиться к классному руко­водителю, социальному педагогу, школьно­му психологу.

ü Не следует подвергать ребёнка до­просу, поскольку на данном этапе необя­зательно иметь все факты о случившемся. Роль педагога – выслушать, что ребёнок скажет сам. Важно помнить, что, расска­зывая о своей непростой ситуации, дети за­частую делают это бессвязно; история про­изошедшего может иметь пробелы, быть хронологически неправильной. Главное – проявить терпимость к языку ребёнка, по­скольку дети рассказывают о жестоком об­ращении теми словами, которые знают. Ес­ли слово непонятно, лучше уточнить, что оно означает.

ü Ребёнок не ответствен за то, что стал жертвой жестокого обращения, поэтому в процессе беседы следует подтверждать его невиновность. Нужно оставаться спокой­ным, поскольку эмоциональный взрыв пе­дагога может уничтожить желание ребёнка рассказывать свою историю, так как дети не любят огорчать взрослых. Важно не да­вать обещаний, которых вы не сможете вы­полнить. Потерять доверие ребёнка доволь­но просто, но следует обязательно расска­зывать ему о планируемых действиях по отношению к обидчику.

ü При выявлении педагогом насилия по отношению к ребёнку в среде сверстни­ков необходимо немедленно предпринять какие-либо действия (либо самостоятельно, либо обра­титься за помощью к специалисту).

ü Не следует допускать неуважения, пренебрежения, неприятия по отношению к детям. Если у педагога имеются собствен­ные проблемы, ему необходимо обратиться за помощью к специалисту.

ü Важно помнить, что не каждый ребё­нок, у которого замечены признаки жесто­кого обращения с ним, страдает от этого. Однако если их много, нужно обратить на него особое внимание: скорее всего он на­ходится в сложных условиях или кризис­ной ситуации. Тогда потребуется вмеша­тельство извне.

ü Дети требуют от взрослых огромного терпения и толерантности, а также понима­ния и необъятной любви. Следует помнить, что в любой ситуации нужно заниматься не борьбой с недостатками у ребёнка, а рабо­той по развитию его достоинств. Деятель­ность по профилактике и предупреждению жестокого обращения с детьми требует дли­тельного времени, но важны её результаты, которые проявятся в будущем.