Ребёнок как субъект права. Декларация о правах ребёнка (1959).

Специальным документом, полностью посвященным правам ребенка, стала Декларация прав ребенка. При подготовке Всеобщей декларации прав человека Экономический и Социальный совет предложил Комиссии по правам человека рассмотреть одновременно Всеобщую декларацию прав человека и проект Декларации прав ребенка. В 1946 г. Экономический и Социальный совет решил, что, хотя принципы Женевской декларации должны оставаться применимыми, Объединенные Нации нуждаются в обновленном документе в отношении детей, соответствующем уставным целям Организации Объединенных Наций в области прав человека. И в том же году Социальная комиссия обсуждала возможность разработки декларации.

На 6-й сессии Социальной комиссии (1950) был принят проект Декларации под названием «Декларация прав ребенка». Экономический и Социальный совет в 1950 г. передал проект этой Декларации на рассмотрение Комиссии по правам человека, которая включила вопрос о Декларации прав ребенка в повестку дня своей 13-й сессии (1957). Подготовив проект Декларации на своей 15-й сессии в январе 1959 г., Комиссия представила его 14-й сессии Генеральной Ассамблеи, где он рассматривался Комитетом по социальным, гуманитарным и культурным вопросам. Проект Декларации вызвал острую дискуссию. Представители СССР и других социалистических стран считали, что провозглашения общих принципов защиты прав детей в Декларации недостаточно и что ее следует дополнить указанием конкретных мер, которые должны быть приняты государствами для содействия осуществлению этих прав. Представители же западных стран подчеркивали, что в Декларации следует перечислить лишь принципы, так как данный документ является не более чем утверждением добрых намерений и носит лишь рекомендательный характер. В результате предложение СССР было отклонено. 20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 1383(14) приняла Декларацию прав ребенка.

В Преамбуле Новой Декларации отмечалось, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». Декларация прав ребенка расширила 5 принципов Женевской декларации 1924 г. до 10 принципов (см. приложение 2).

Основные положения декларации нашли отражение в ряде международных документов, посвященных проблемам детей.

Так, например, международные нормы об охране труда детей содержатся в конвенциях, принятых Международной организацией труда. Проанализируем содержание некоторых из них. В 1973 г. была принята Конвенция № 138 о минимальном возрасте приема на работу, в соответствии с которой государства обязуются «обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков» (ст. 1). В Конвенции предусматривается, что каждое государство, ратифицировавшее эту Конвенцию, в специальном приложении должно сообщить данные о минимальном возрасте приема на работу подростков на своей территории. Конвенции МОТ № 77 и № 78, принятые в 1946 г., предусматривают обязательное проведение медицинского освидетельствования детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности и на непромышленных предприятиях. В них устанавливается, что дети и подростки моложе 18 лет не будут приниматься на работу, если в результате медицинского освидетельствования будет установлено, что они не пригодны для работы, на которой они должны быть использованы. Конвенции № 79 и № 90 направлены на ограничение ночного труда детей и подростков на непромышленных работах и в промышленности.

Конгресс ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями разработал ряд важных международных актов относительно защиты прав несовершеннолетних правонарушителей в период отправления правосудия, отбывания наказания в местах лишения свободы, мер предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Это Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. (известные как «Пекинские правила») и принятые в 1990 г. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних и Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних

Следует отметить, что декларация (от лат. declaratio – объявление) не имеет юридической силы и является рекомендацией к действию, в которой раскрываются основные принципы деятельности и ее программные положения. Таким образом, возникла необходимость в разработке документа, имеющего обязательный для исполнения характер. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка.

4. Конвенция о правах ребёнка (1989): история создания, принципы и содержание.

В 1979 г., который был объявлен Международным годом ребенка, Комиссия ООН по правам человека рассмотрела проект текста Конвенции о правах ребенка, предложенного Правительством Польши. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Для выработки окончательного варианта текста Конвенции была создана Рабочая группа, в которую входили представители неправительственных организаций разных стран.

С самого начала работы над проектом Конвенции обозначилось политическое противостояние между США и СССР и их союзниками. Первоначальный проект Конвенции, представленный Польшей, почти весь был сфокусирован на экономических, социальных и культурных правах, которые западные страны не признавали как юридически обязательные. Ожидалось, что они не поддержат проект, и тогда их можно было бы обвинить в том, что они не заботятся о детях. Соединенные Штаты и их союзники ссылались на то, что права детей уже защищены рядом конвенций по правам человека, в том числе и двумя Пактами о правах человека, и что создание специальной конвенции для детей невыгодно, так как иногда специальное обращение может привести к их дискриминации. В начале 80-х гг. ХХ в переговоры по поводу Конвенции стали прогрессировать, так как Конвенцию поддержали развивающиеся страны, которые увидели в ней полезный инструмент для поддержки своих требований по поводу глобальной экономической и социальной справедливости. США ответили на эту растущую поддержку предложением новых статей, которые предоставляли детям гражданские и политические права. Они надеялись, что поддерживающие разработку Конвенции страны не согласятся с включением данных прав, которые в большинстве этих стран являлись спорными даже для взрослых, что сделает конвенцию менее приемлемой. Но этого не случилось. В середине 80-х гг. ХХ в., когда начали происходить перемены в Восточной Европе, «холодная война» подходила к концу, стало возможным продолжать работу над Конвенцией и оказывать повышенное внимание реальной ситуации, сложившейся с защитой прав детей. В это же время в разработку Конвенции активно включились Детский фонд ООН и большое число неправительственных организаций, что значительно ускорило ее принятие.

В 1989 г. 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая считается вступившей в силу со 2 сентября 1990 г. Конвенция (от лат. conventio – договор) является международным соглашением по вопросу прав детей и имеет силу обязательства для тех государств, которые к нему присоединились и подписали (в 1995 г. таких государств было уже 174).

На последнем этапе подготовки конвенции, 10 ноября 1989 года в Третьем главном комитете ООН от имени советской общественности выступил с официальной поддержкой проекта Конвенции Председатель Советского детского фонда, писатель Альберт Лиханов. Конвенцию от имени СССР подписал Министр иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе. А.А. Лиханов был заместителем руководителя делегации СССР. Впоследствии Советский детский фонд присудил Анджею Лопатке, бывшему Верховному судье Польши, инициировавшему создание Конвенции, свою высшую награду – Международную золотую медаль имени Льва Толстого, вручённую ему в Москве.

Впервые в истории в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля за выполнением положений Конвенции – Комитет по правам ребенка. Он уполномочен рассматривать периодические (раз в 5 лет) доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции (ст. 44). Кроме того, ст. 45 предусматривает, что Комитет также является координатором международного сотрудничества по выполнению поставленных в Конвенции целей. Для этого в его работе могут принимать участие Детский фонд ООН, специализированные учреждения, международные неправительственные организации. Еще одно новшество Конвенции – это положение, согласно которому государства должны обеспечить «широкую гласность своих докладов в своих странах» (п. 6 ст. 44).

В свете представленной выше Конвенции, права ребенка рассматриваются как его свобода и возможности в различных сферах жизни и деятельности, направленные на обеспечение его жизненно важных потребностей и интересов, что находит отражение в законодательных, административных и других нормативных актах государственных органов власти. При этом конвенция представляет детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, определяет создание благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права.

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Текст Конвенции представлен в 3 частях, включающих общим количеством 54 статьи, рассматривающие права ребенка как неотъемлемую часть прав человека. Фундаментом Конвенции являются следующие принципы:

– принцип недискриминации (беженцев, инвалидов, детей национальных меньшинств и т.д.) – ст. 2 и др.;

– принцип приоритетности интересов детей (в ходе судебных и иных разбирательств) – ст. 3 и др.;

– принцип уважения права детей на выражение собственных взглядов (при принятии решений, влияющих на судьбу) – ст. 12 и др.;

– принцип соблюдения прав детей на жизнь, выживание и развитие (обеспечение нормальных условий для жизни) – ст. 23, ст. 29 и др.

Конвенция охватывает как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия (ст. 1). С принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие (ст. 6), на сохранение индивидуальности (ст. 8), на право свободно выражать свои взгляды (ст. 12), на неучастие в военных действиях (ст. 38), на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст. 39). В Конвенции впервые особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении, чтобы ребенок имел доступ к информации из различных национальных и международных источников (ст. 17). В соответствии со статьей 42 государства-участники обязуются «широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей».

Рассмотрим подробнее содержание Конвенции.

Статьи 1–4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5–11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение с родителями, права и обязанности родителей по отношению к детям.

Статьи 12–17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Статьи 20–26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28–31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.

Статьи 32–36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Статьи 37–40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

Таким образом, в 1-ой части Конвенции отражены все категории прав ребенка, как прав личности. Среди них:

· гражданские (право на жизнь, безопасность, свободу передвижения и места жительства, убежище, гражданство, право равенства перед законом и др.);

· политические (право на свободу мысли, совести, религии; право на свободу убеждений и их свободное выражение и др.);

· экономические, социальные, культурные (право на труд, социальное обеспечение, медицинское обслуживание, образование и др.).

Особое внимание уделяется в Конвенции ответственности семьи и лиц, заменяющих родителей, за благополучие ребенка.

Во 2-ой части Конвенции раскрываются полномочия Комитета ООН по правам ребенка, осуществляющего контроль за выполнением обязательств странами – участницами договора (статьи 41–45).

В 3-ей части Конвенции оговариваются права и обязанности стран – участниц договора по соблюдению, изменению и внесению поправок в текст Конвенции (статьи 46–54).

Особое внимание уделяется в Конвенции правам ребёнка на образование и вопросам воспитания детей.

Так, например, Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, таких как введение бесплатного образования.

Значительное место уделяется праву на доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтоб обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».

Ст. 20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

Ст. 21 Конвенции определяет права ребенка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным».

Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. В ней регламентируются для стран-участниц приоритетные цели общественного воспитания:

а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций;

в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

д) воспитание уважения к окружающей природе.

В настоящее время Конвенция подписана подавляющим большинством стран – участниц ООН, каждая из которых закрепила (ратифицировала) права детей в национальном законодательстве.

Республика Беларусь присоединилась к Конвенции летом 1990 г., а осенью 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», который вступил в действие 11.12.1993 г.

Все страны, ратифицировавшие Конвенцию, несут ответственность за реализацию прав ребенка. Происходящие изменения находятся под наблюдением Комитета ООН по правам ребенка, образованного согласно Конвенции. Этот Комитет представляет собой международный избираемый орган из 10 независимых экспертов с опытом работы в области детских прав. Он может вносить предложения и давать рекомендации правительствам и Генеральной Ассамблее о путях достижения целей, поставленных Конвенцией. Государства-члены должны представлять отчет Комитету в течение двух лет после ратификации Конвенции, а затем каждые последующие пять лет. В процессе написания отчетов поддерживаются консультации с неправительственными организациями (НПО) и специализированными агентствами, такими, как Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), для отражения более полной и реалистичной картины о положении дел в отношении прав ребенка в стране. Комитет собирается трижды в год в Женеве на сессии, которые открыты для общественности, для рассмотрения отчетов. Наблюдения и рекомендации, полученные в ходе заседаний, распространяются и служат основой для обсуждения и дебатов по поводу способов улучшения жизни детей на национальном уровне.