Вопрос 1. Мозговая организация психических функций. Исторический экскурс.

Билет №7

1.Проблема локализации психических функций.

Было показано, что отдельные мозговые области имеют разное строение.

Наиболее гуманное изучение психики человека – изучение через заболевание или травмы мозга. Изучение нормы через патолигию.

У Лурии подход к мозгу имеет вариант, где более дробные структуры объединяютя в более крупные.

2.История локализации психических функций человека.

Несколько десятков лет локализацию изучают детально. Были и предшественники: Лео да Винчи нашел желудочки мозга (они заполнены ликвором). В конце 20 века было замечено, что желудочки имеют отношение к памяти человека и возможно к сознанию.

Узкий локализационизм

1) П.Брок (невролог). У него 1861 году был пациент с нарушением речи(говорил не связанные слоги, а обращенную речь понимал, мог читать и писать). Этот пациент умер от заражения крови, а Брок «открыл» его мозг и нашел гноение в заднем отделе лобного мозга(задняя треть нижней лобной извилины). Брок назвал это афазией. Брок пришел к выводу, что эта зона(см. рисунок) отвечает за речь.

2) Позже еще одно исследование Вернике(психиатр). Его пациент мог говорить, но не понимал обращенную к нему речь. Повреждение было в верхних отделах левой височной области. Отсюда появилось название зона «Вернике», афазия Вернике.

Так началась история составления карты мозга. Начались поиски мест где можно было локализовать ПФ. История эта продолжалась долго и получила название «Узкий локализиционизм». Фирхов (изучал методы генетического анализа) Говорил, что организм человека есть собрание клеток во взаимосвязи, и что каждая клетка несет свойства целого организма.

Локализационизм долго развивался, клинические модели оказались адекватными. И где – то в 1934 году накопились данные, и Клейст создал карту мозга, на которой четко прописаны ПФ.

В конце 19 века приходит новое направление – антилокализационизм (другое название эквипотенциализм)

Антилокализационизм

3) Флоренс (физиолог экспериментатор), примерно 1842. Он был не согласен с узким локализационизмом. Он говорил: «физические процессы слишком сложны чтобы быть упакованными в одну или две структуры». Одна и та же функция может нарушаться при поражении разных зон. Флоренс исследовал птиц. У петуха он перерезал нервы сгибателей и разгибателей крыла и поменял их местами. В итоге крыло машет как и раньше, а, значит, структуры мозга равноценны, мозг эквипотенциален.

4) Гольц (конец 19 века). Применял метод раздражения и удаления мозговых структур. На примере собаки он показал, что при удалении мозговых структур психика восстанавливается.

5) Лэшли (книга «Мозг и интеллект»). Обучал крыс решению задачи: прохождение лабиринта. После опыта прохождения лабиринта у крыс удаляли участки мозга. В независимости от того какую часть мозга удаляли, крысы продолжали решать лабиринтную задачу ( т. е. навык сохраняется). Если удаляется более 2/3 мозга, то животное теряется в лабиринте, но не все так просто: при удалении мозжечка крыса задачу решала, но способ достижения цели специфичен (крыса не бежала, а катилась кубарем).

6) Джексон (вторая половина 19 века, невролог, психолог). Он изучал нарушение речи при поражении мозга и пришел к выводу, что:

-никогда ни одна ПФ не нарушается целиком и полностью

-ПФ нарушается в зависимости от уровня: произвольного или не произвольного. Он сделал этот вывод спомощью своего пациента, который мог говорить и понимать, но не мог повторять даже простые слова. Джексон завел больного эмоционально и больной сказал: «Нет, доктор, я не могу повторить слово «нет»». В связи с этим Джексон вводит понятие вертикальной организации мозга. 3 уровня: стволовый (низкий уровень), сенсорные центры(средний уровень), лобные доли(высший уровень).

Вывод Джексона: локализация есть, но сложная, представлена в различных подсистемах нервной ткани.

В основе эквипотенциализма находилась школа гештальт-психологии.

Павлов говорил, что не следует связывать психику человека с работой мозга «нельзя непространственные представления психологи, наложить на пространственную структуру мозга». Т. е. мозг очень сложно устроен: извилины, клетки, подкорка… А в психологии нет аналогов для сопоставления. Единицы анализа психики не накладываются на эти тонкости.

Ноэтическое направление

Это промежуточное направление между локализационизмом и антилокализационизмом. Монаков и Гольдштейн поделили психику на элементарные процессы (закрепленные в филогенезе) и на сложные ПФ (например, мышление). Они по-разному локализованы: элементарные имеют четкую локализацию, а сложные не могут быть прямо локализованными; поэтому при повреждении этих зон происходят разного рода расстройства.