Вопрос 2.Память и третий функциональный блок мозга. Расстройства памяти как мнестической деятельности.

Память (как ВПФ) человека – это накопление опыта. Память – это основа развития человека. Память имеет дело с информацией, личностью, смыслами. Существует «след памяти» - это научная метафора.

Дихотомия памяти:

1) запоминание и воспроизведение: могут быть произвольными или непроизвольными

2) запоминание и воспроизведение: опосредствованные (инструментально обеспеченные) и неопосредствованные.

3)акт актуализации (припоминание, узнавание, воспроизведение) – это структурно системно построенный разный уровень активности.

4) Память (Пенфилд): актуальное и латентное. В латентной памяти хранится все, что было переработано, т. е. пропущено через себя. Проблема латентной памяти – это забывание, т. е. проблема воспроизведения, узнавания и припоминания. «Забыть»= «Быть за», т. е. не туда прийтиJ.

 

Проблема припоминания: в процессе хранения следы памяти изменяются. Забывание очень важно для жизни, например, как защитный механизм от переживаний. Существует универсальный механизм: новые поступления задвигают, выводят след памяти ниже порога считывания и встают на место старого. Вследствие этого старое «временно не доступно». Таким образом, процесс влияния нового на старое называется «ретроактивное торможение». Для того, чтобы накопить нужные нам следы и сформировать индивидуальный опыт, нужно запоминать так, чтобы можно было добраться до следа (например, веревочки на память). Таким образом, память управляема нами.

Память рассматривается как процесс запечатления, хранения и воспроизведения информация.

Расстройства памяти как мнестической деятельности.

1)амнезия (амнестический синдром) – это нарушение памяти с комплексом расстройств. Корсаковский синдром возникает при алкогольном психозе после белой горячки, тяжелой токсикации; или из-за опухоли мозга у непьющего человека. Это расстройство по типу антерограндной амнезии: трудности обращения к следам индивидуального опыта, после повреждения нервной системы (т. е. нарушена память на текущие события).

Антерограндная амнезия - это модально-неспецифическое расстройство памяти, которая распространяется на запоминание и припоминание любой анализаторной системы (зрительная, речевая и др.). Проблема Корсаковского синдрома – невозможность целенаправленного осознанного обращения к следу памяти, т. е. в припоминании (пример с Клапаредом и с иголкой).

Лурия:

-больные хорошо запоминают достаточный объем материала. Могут повторить 5-9 слов.

-если повторять стимульный материал, то происходит прирост объема памяти.

-если запоминание и воспроизведение не разделены другим событием, то воспроизведение возможно. Пустая пауза не влияла отрицательно на воспроизведения. Но если вводилась какая-нибудь промежуточная задача, т. е. пауза была заполнена, то след резко изменялся. Происходила интерференция (феномен наложения друг на друга), и поэтому невозможность припоминания. Степень выраженности забывания зависит от того, какая деятельность была предложена испытуемому.

Амнезия происходит при поражении первого функционального блока мозга.

2) гипомнезия («мнемо» с греческого – след) – снижение памяти.

3) гипермнезия – увеличение памяти.

4) парамнезия – ошибки памяти (не припоминания!)