Власть и каналы власти в организации.

Лекция №5 - Руководитель в системе управления

1. Власть и каналы власти в организации.

2. Понятие лидерства. Менеджер и лидер: сходство и различие.

3. Подходы к изучению лидерства.

4. Модель эффективного менеджера. Условия и факторы результативной работы менеджера.

 

Анализ существа власти и ее влияния на людей имеет большое зна­чение для понимания работы организации. Каждое действие в органи­зации связано с проявлением власти. Надо иметь в виду, что властью пользуются как руководители, так и исполнители. Власть - важней­шая составляющая деятельности организации. Властью манипулиру­ют, используют ее как во благо, так и во зло. Успех или неудача в ис­пользовании власти во многом зависит от понимания ее существа, вре­мени и объема ее применения, а также достаточно четкой оценки последствий ее применения.

Власть в организации - главный ры­чаг, средство управления, она понимается как способность или возмож­ность субъекта управления оказывать влияние на трудовое поведение подчиненного персонала.

Власть – это способность оказывать влияние на поведение людей. Об успехах менеджеров судят не потому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе подчиненных. Понятие «власть» относится к отдельному человеку, группе, организации в целом. Это не постоянное свойство личности и даже не просто некая формальная прерогатива. Можно сказать, что руководитель обладает властью в той мере, в какой она признается подчиненными.

Власть - неотъемлемый атрибут действующей системы управления организацией. Управление без власти просто не­возможно.

Власть существует и проявляется через определенную систему коммуникаций, которая называется каналами власти.Рассмотрим ка­налы власти более подробно.

Власть принуждения -это побуждение людей к деятельности вопреки их желанию. Данный вид побуждения основан на страхе перед наказани­ем.В качестве инструментов принуждения выступают замечания, выго­воры, штрафы, увольнения, перевод на низкооплачиваемую работу.

Власть принуждения - традиционный канал власти, известный с древнейших времен. Но если человек использует только этот канал власти, она будет недолговечной, ведь рабский труд - самый непроиз­водительный, и подчиненный будет постоянно искать способ ослабить или избежать власти принуждения.

Власть влияния.Взаимодействие лидера с влиятельными лицами дает ему косвенную силу власти. Подчиненные, общаясь со своим ли­дером, ощущают не только его властную функцию, но и волю влиятель­ного лица,стоящего над ним. От этого сила власти приобретает синергический эффект. Властьвлияния отличается весьма сильным психологическим воз­действием, заставляет окружающих относиться к человеку с почтением.

Власть компетенции.Лидер, если он профессионально подготов­лен, оказывается наделенным правом выступать в качестве эксперта и «судьи» по многим производственным проблемам. Подчиненные вос­принимают это как властный феномен. Данный канал власти - заслуга личности, обладающей им. Он про­чен и надежен, так как компетенция приобретается годами и сохраня­ется длительное время, чаще всего в течение всей профессиональной жизни человека.

Власть информации.Исполнители постоянно испытывают потреб­ность в информации. Лидер обычно регулирует ее доступ к конкрет­ным людям. Налицо проявление власти: какова информация, таково и поведение людей. Власть информации - очень мощный рычаг власти для руководи­теля.

Власть должностного положения.Чем выше должностная позиция лидера, тем выше степень его властного влияния на людей. Подчинен­ные, взаимодействуя со своим лидером в процессе делового общения, прежде всего, сталкиваются с должностной позицией лидера - брига­диром, мастером, начальником цеха, директором и т.д. Должностное положение всегда связано с понятием власти: зани­маемая позиция в иерархической лестнице - это определенный уро­вень властных полномочий. Но должность сама по себе еще не являет­ся каналом, проводящим власть. Это только лишь необходимое, но от­нюдь не достаточноеусловие проявления власти. Именно здесь важно сочетание формального (должностное положение) и неформального (компетенция, авторитет) лидерства.

Власть авторитета.Руководитель, пользующийся у подчиненных авторитетом, осуществляет властное влияние на них без демонстрации своей властной уполномоченное. Подчиненные без протеста, порою даже с охотой, повинуются авторитетному руководителю.

Авторитет - категория, которая завоевывается годами и может быть потеряна в одночасье. Авторитет включает в себя как личностные, так и профессиональные качества человека. Мнение авторитетного специали­ста (даже если оно не вполне правильное) принимается безоговорочно.

Власть награждать.Люди легко повинуются тому, кто имеет пра­во и возможности награждать и миловать. Все хотят больше получать, продвигаться по службе, пользоваться признанием. Человек, способ­ный влиять на такие ценности, пользуется у людей высоким авторите­том. Его власть может подниматься до значительных высот. Здесь следует заметить, что власть награждать зачастую связана с Должностным положением и носит временный характер.Изменение статуса, а это случается довольно часто, приводит к потере данного ка­нала власти.

Человек, использующий только один канал власти, обречен на не­удачу. Сочетание двух и более каналов, в основе которых лежат компе­тенция и авторитет, позволит человеку быть не просто руководителем, а лидером.

 

2. Понятие лидерства. Менеджер и лидер: сходство и различие.

Существует множество взглядов на лидерство и огромное количество интерпретаций его значения.

Лидерство - умение вести людей за собой.

Лидерство - умение организовывать работу других без принуждения.

Лидерство - использование авторитета при принятии решений.

Лидерство - это взаимоотношения, посредством которых один человек влияет на поведение или действия других людей. Процесс лидерства представляется неразрывным с действиями группы и эффективной групповой работой.

Лидерство - это тип управленческого взаимодействия между лидером и последователями, направленное на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство (в контексте организационного поведения) — способность оказывать влияние на других людей, их пове­дение, направляя их усилия на достижение целей органи­зации. Лидеры используют власть как средство достиже­ния целей. Эффективность лидерства зависит от объема и типа власти.

Лидерство в организации — процесс, связанный с дея­тельностью лидера — авторитетного члена коллектива (груп­пы, организации), обладающего юридической и/или фак­тической властью в группе, организации.

Лидер в организации (группе) выполняет следующие функции:

· постановка цели перед другими участниками совме­стной деятельности (в процессе взаимодействия);

· нахождение средств для цели достижения;

· мотивация побуждения к определенному типу пове­дения или модификация их поведения;

· организация — ориентирование усилий на дости­жение целей;

· формирование единых способов восприятия реально­сти и норм организационной (групповой) культуры.

Различают лидерство:

· формальное – процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

· неформальное – процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям.

Успешное лидерство - это процесс своего рода обратной связи между участниками группы, который влияет на эффективность отдельных индивидов и организации в целом. Настоящее лидерство помогает развить совместную деятельность в коллективе и объединяет индивидуальные цели с целями группы, в которую входит индивид.

Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям (табл.1). Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

Таблица 1 - Отличие менеджера от лидера

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
План — основа действий Видение — основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионален Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения в реальность
Делает дело правильно Делает правильное дело
Уважаем Обожаем
Низкий уровень эмоциональной вовлеченности в отношениях с другими людьми. Обладает умением поставить себя на место другого и обращает внимание на значение и смысл тех или иных событий.
Следует стереотипам Оригинален
Рассматривает краткосрочную перспективу Рассматривает долгосрочную перспективу
Спрашивает: где и когда Спрашивает: что и почему
Оглядывается назад Смотрит на перспективу

Менеджер — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.

Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит от того, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Основное различие между этими понятиями заключается в том, что:

· руководство (деятельность менеджера) – это социальный феномен; руководитель призван осуществлять регулирование официальных отношений;

· лидерство – психологический феномен, лидер осуществляет регулирование межличностных (неформальных) отношений в группе.

Менеджер -это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты.

Лидер –это человек, который воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников (может не брать на себя ответственность за результаты работы).