Финансовый механизм коммерческой организации

Механизм – это понятие механистическое. Механизмы – это наиболее надежные системы, конструкции, которые в силу их жесткой заданности сбои допускать не должны. Приоритетность финансовых отношений в хозяйственной деятельности предприятия предопределяет системность, комплексность, упорядоченность и прочие атрибуты слаженной организации,

Завершили рассмотрение отдельных авторских позиций, относящихся к Теории фирмы. Рассмотрели те, которые имеют отношение к предприятию в его принадлежности к среде функционирования.Отметили, что рассмотренные основные позиции (институциональной и эволюционной концепций) в рамках поведенческого подхода свое развитие получили только в 20 веке.

Так, начало институциональной позиции в теории фирмы было положено американским экономистом Рональдом Коузом (родился в Англии, Лондон, в 1910 году, умер в 2013 году – 102 года). В 1937 году издана его книга «Природа фирмы». В ней он в противовес неоклассической теории впервые ввел термин трансакционных издержек. Неоклассики признавали только внутренние издержки производителя и обособленно издержки потребителя. Они не усматривали, что при обмене продукции предприятие также испытывает издержки. (Трасакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности, созданных обществом). Это обеспечивают институты рыночной экономики: в свободе рыночных отношений институты (законы, правила, установленные процессы в общественном поведении) обеспечивают распространение воли отдельного человека (агента) за рамки области его внутреннего контроля. Именно стремлением к минимизации трансакционных издержек Р. Коузом было обосновано появление такого образования, как фирма (издержки поиска информации, ведения переговоров, измерения, спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения).

Ех.: чтобы минимизировать издержки оппортунистического поведения я применяю различные виды своего поведения. Чтобы извлечь для себя больше выгоды (минимизировать издержки обмена, т.е. сохранить для себя доход от трансакций со студентами (зарплату) я применяю различные способы поведения – индивидуальный устный опрос – не пошел, - тогда 30-ти минутки).

Р. Коуз опроверг утверждение неоклассиков (продолжателей маржиналистов), что предельные издержки не ограничиваются только издержками производства. И что получение прибыли зависит от трансакционных издержек (издержек обмена) и при максимизации прибыли они должны быть учтены.

Указанные Р.Коузом операции за пределами индивидуального контроля агента – это проявление поведения фирмы в условиях свободы выбора. Поэтому мы институциональную концепцию Р. Коуза отнесли к поведенческой. Р. Коуз свою книгу завершает выводом о значении своих исследований для обозрения всех сторон промышленности в США.

Отсчет концепции эволюционной теории фирмы начинается с 1982 года,когда была издана книга американских экономистов Р. Нельсона и С. Уинтера «Эволюционная теория экономических изменений». До настоящего времени она являет основу теоретических исследований этого направления. Согласно этой концепции организации применением наиболее адаптированных организационных рутин обеспечивают себе сохранение.Изменение условий внешней среды наиболее успешные организации отражают в экспериментальном изменении стабильных краткосрочных организационных рутин, которые формируют на уровне микросреды в процессе отбора (вот почему она называется эволюционной, подобно биологическому отбору) новый комплекс «успешных рутин». Накопление поведенческих изменений может изменить саму внешнюю среду установлением новых критериев адаптивности.