Новое в типах организации

В последней четверти XX в. человечество вступило в новую ста­дию своего развития — стадию построения информационного обще­ства. Зародившееся еще в 20-е гг. в недрах индустриального общест­ва, оно дало свои первые ростки в 40-е гг., а в 50-е гг. стали говорить о наступлении информационной экономики и превращении инфор­мации в важнейший товар. В 60-е гг. появились предсказания о пре­вращении индустриального общества в информационное. В начале 80-х гг. наиболее развитые страны уже поднялись на его первую ступень.

Согласно типологии цивилизаций А. Тофлера, данной им в книге «Третья волна», происходящей на наших глазах социотехнологичес-кой революцией является информационно-компьютерная револю­ция, а соответствующим ей типом цивилизации— информационное общество. При формировании нового общества претерпевают ради­кальные изменения материальное производство, мировоззрение, быт и образование, искусство и культура. Меняются не только формы, но и содержание деятельности. В данном контексте важно понять те новые требования, которые предъявляет информационное общество к проектированию организации, к объединению или разделению работ в ней. Если в доинформационном обществе действует принцип «каж­дый должен знать/уметь столько, чтобы в сумме все знали/умели все», то в информационном обществе действует принцип «каждый должен знать/уметь столько обо всем, чтобы быть независимым в своем взаимодействии с другими» (рис. 5.6).

Рис. 5.6. «Информационные» границы индивида и организации в двух типах обществ

С начала 80-х гг. в развитых странах деловая среда под влиянием информационного общества претерпела значительные изменения. Следующие факторы определяют уровень «информационности» вне организационного окружения:

· любой индивид или организованная группа могут в любом месте и в любое время свободно иметь доступ через автомати­зированные системы связи к любой необходимой для них ин­формации;

· любой индивид или организованная группа умеют использо­вать современную информационную технологию для решения стоящих перед ними проблем;

· любой индивид, организованная группа и общество в целом имеют необходимые технические средства, инфраструктуру и социальную базу для производства и воспроизводства требуе­мой информации.

Прогресс информатики разрушил замкнутость организаций и сделал малоэффективными те из них, которые использовали струк­туры, обеспечивающие это качество (механистические, корпоратив­ные). Одним из важных последствий этого явилось существенное сближение производителя с потребителем. А это, в свою очередь, заставило производителя еще более оперативно реагировать на изме­нения в требованиях потребителя и еще более качественно удовле­творять потребности последнего. Резко возросла взаимозависимость и взаимодействие между производителями и потребителями на рынке. Конкретный рынок, в дополнение к конкретному потребите­лю, стал во многом определять структуру организации.

В складывающихся условиях в конкурентной борьбе мог побе­дить тот, кто наиболее эффективным образом приспосабливал свою организацию к новым требованиям внешнего окружения, формиру­емого информационным обществом. В последнее время в литературе рассматриваются различные новые типы организаций, успешно дей­ствующих в «информационной» среде. Ниже будут описаны органи­зации такого рода: эдхократическпе, многомерные, партисипатив-ные, ориентированные на рынок я организации предпринимательского типа.