ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНТИЗМА

Романтизм– одно из крупнейших направлений в европейской литературе конца XVIII- начала XIX вв. В широком смысле слова художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности. Сам термин возник от слова «роман», т.е. имеется в виду особенное значение художественного вымысла («как в книге», а «не как в жизни»).

Классической страной романтизма была Германия. Новое литературное течение быстро распространилось по европейским странам. Исторической предпосылкой возникновения романтизма стало разочарование в ценностях буржуазного общества и итогах Французской буржуазной революции. Романтизм на литературной арене отразил настроение неверия, безнадежности, проявившиеся в европейском самосознании рубежа XVIII- XIX веков.

В романтизме сложилась особая эстетическая концепция – двоемирие, т.е. разлад, несоответствие идеального и реального мира, мечты и жизни. В зависимости от характера интерпретации двоемирия в романтизме сформировалось два течения. К первому относились те авторы, чьи произведения отражали загадочные и неподвластные человеку явления, бессилие и смирение перед роком (У.Вордсворт, С.Колридж, Р.Саути, В.Жуковский). В текстах вторых, наоборот, звучали мятежные и свободолюбивые мотивы ( Д.Байрон, П.Шелли, А.Пушкин, М.Лермонтов, К.Рылеев).

В какой-то степени двоемирие определило и увлечение романтиков фантастикой и экзотикой, они часто описывали далекие и неизвестные страны, неординарных людей, охваченных возвышенными или демоническими страстями. Сюжеты в произведениях романтиков развиваются бурно и непредсказуемо. Тексты проникнуты пафосом патетики, свободы, стремлением к идеалу.

Романтический герой – личность яркая, независимая, индивидуалист, всегда противопоставлен другим персонажам и всему миру. Обстоятельства, в которых действует герой, полны риска и опасностей. Живущий не разумом, а эмоциями, он представляется авторам натурой бесконечно глубокой, неизведанной. Его чувства не знают полутонов, он всегда в состоянии крайнего эмоционального напряжения. Ему характерно и бунтарство в пассивных и агрессивных формах.

В романтизме используются условные формы творчества: фантастика, гротеск, символичность, романтическая ирония и т.д. Наиболее популярными жанрами в романтической литературе стали исторический роман, лирическая поэзия, фантастическая повесть, поэма, баллада.

Значение романтизма в том, что свобода художника, провозглашенная романтиками, была, прежде всего, свободой от сковывающих правил классицизма, ограниченности сентиментализма. Требование универсальности создавало жанровое разнообразие и свободную разработку каждого жанра. Кроме того, стремясь ко всему оригинальному и индивидуальному, романтизм обратился к национальным традициям, истории, фольклору. Внимание романтиков стали привлекать исторические сочинения, легенды, сказки, песни. Романтики открыли для мировой литературы художественные произведения прошлых веков, не получившие до этого правильной оценки.

В России особенно мощное развитие романтизм получил после Отечественной войны 1812 года, когда в стране начался общенациональный подъем. Особенно ярко проявился в творчестве В.Жуковского, К.Батюшкова, А.С.Пушкина, К.Рылеева, М.Лермонтова, Е.Баратынского, Н.Гоголя и др. К середине XIX в. романтизм постепенно уступил место другому литературному направлению - реализму, однако отдельные черты его стилистики проявлялись и в творчестве русских писателей более позднего времени.