Политическое сознание, его сущность, структура и типы

Политическое сознание представляет собой исторический продукт: оно возникает и формируется с разделением общества на классы, слои (страты), социальные группы, с появлением государства и политики как специфической формы общественной жизни. Политическое сознание - это отражение и осознание людьми своего политического бытия, политической действительности, интересов и целей политических сил общества, это совокупность идей, теорий, воззрений, представлений и т. д. Разумеется, все эти элементы необходимо рассматривать в диалектической взаимосвязи. При этом следует иметь в виду, что основой политического сознания являются, в конечном счете, экономические отношения того или иного общества. Но, как результат сознательной деятельности людей, политика сама оказывает огромное влияние на экономику, на ход общественного развития. Этот процесс может выражаться в конституциях, договорах, декларациях и других государственных документах, в партийных программах, в теоретических работах, речах политических лидеров, в средствах массовой информации, в публицистической литературе и т.п. Политическое сознание возникает как осознание общности экономического положения представителей тех или иных социальных групп и обусловленных им общих интересов и потребностей.

В сфере практически-политической жизни политическому сознанию принадлежит функция определения путей и средств деятельности государства, классов, различных слоев общества, партий. Она направляет социальные силы на создание такой власти, которая бы обеспечивала осуществление их интересов.

По сравнению с другими формами общественного сознания (моралью, религией и др.) политическое сознание имеет свои особенности:

а) оно более динамично, подвижно, так как непосредственно отражаетреальные условия жизненного бытия людей и в большей мере реагирует на все изменения этих условий. К примеру, христианство хотя и претерпело эволюцию за 2000 лет, но его основные заповеди, догматика, остались неизменными. Политическое же сознание может кардинальным образом измениться буквально в течение нескольких лет (особенно в годы бурных социальных потрясений);

б) политическое сознание более идеологично в отличие от других форм общественного сознания. Это обусловлено тем, что оно выражает коренные экономические интересы социальных групп. В данном случае прослеживается большая зависимость социально-экономического положения данных групп и их политических предпочтений (при этом, конечно, следует учитывать, что нет и быть не может прямо однозначного соответствия в каждом конкретном случае между экономическим положением индивида и его политическими взглядами. Истории известны случаи исключения из правил, которые, правда, лишь подтверждают эти правила). К примеру, отношение к творчеству того или иного художника, композитора, писателя прямо не зависит от социального статуса личности: оно определяется его духовным миром, художественными вкусами. Другое дело политическое сознание: социальная база тех или иных политических идеологий и исповедующих их партий вполне предсказуема.

Следует заметить, что политическое сознание часто является посредником между другими формами общественного сознания, оно выступает как интегрирующий элемент, пронизывающий и воздействующий на все другие формы.

Рассматривая в политологии категорию политического сознания, нужно иметь в виду и то, что любое общество представляет собой сложную систему как результат политической деятельности различных социальных групп, слоев, личностей и создаваемых ими различных политических институтов. Определяется эта деятельность множеством факторов, среди которых исторические, экономические, социальные, идеологические, психологические, культурные и др. Все они оказывают влияние на политические процессы, на характер поведения субъектов в политической жизни.

Необходимо учитывать также и то, что многообразные социальные группы, слои в современном обществе весьма неоднородны, имеют специфические интересы и ценностные ориентации, а под влиянием научно-технической революции их отношения еще более усложнились. В спектре политического сознания находят выражение интересы различных пограничных, маргинальных слоев и групп. Содержание и характер политического сознания детерминируется также и национальными интересами, которые при определенных условиях могут выдвигаться на передний план и доминировать. Об этом свидетельствуют события, происходящие в России, в Молдове, в Грузии, в Югославии, в Азербайджане и т.д.

Таким образом, в практике управления общественными процессами важно изучать состояние политического сознания как общества в целом, так и отдельных субъектов общественной жизни, стремиться к достижению консенсуса в политических позициях, способствовать формированию такого сознания, которое наиболее полно выражает потребности социального прогресса, создавая условия для стабильности его функционирования.

В структуре политического сознания выделяют:

а) теоретико-научное осмысление политических реалий (политология и другие общественные науки);

б) эмпирическое, обыденное восприятие политики, политической реальности, не имеющее концептуальной формы, а складывающееся на основе мироощущений, непосредственного жизненного опыта, оно включает некоторые элементарные политические знания, социально-психологические установки;

в) в политическое сознание включаются и такие компоненты, как нормы и правила политической игры, поведенческие стереотипы.

Политико-теоретическое сознание представляет более высокий уровень. Это совокупность идей, взглядов, учений, возникающих на основе научного исследования политических отношений, процессов, институтов и проникновения в их сущность, выявления глубинных взаимосвязей и противоречий, закономерностей развития.

Компонентом теоретического сознания выступает политическая идеология. Научная теория дает знание о предметах или явлениях действительности, будучи совершенно беспристрастной, объективной. Идеология, давая знание, вместе с тем содержит оценку, выражает определенное отношение к предмету знания. Это обусловлено интересами социальных групп, с позиций которых в идеологии отражается действительность.

В этой связи важно знать, чем определяется характер взаимосвязи науки и идеологии. Он зависит от конкретно-исторических и социальных условий, места и роли социальной группы в общественном прогрессе социального слоя, который выступает носителем данной идеологии.

Рассматривая второй структурный элемент политического сознания, некоторые авторы различают эмпирический и обыденный уровни. Первое характеризует непосредственно практический опыт субъекта, второе - совокупность идей и взглядов класса, социального слоя, или группы людей, возникающих непосредственно из будничной жизни. Оно отличается от первого тем, что в его содержании имеются идеологические и теоретические элементы. Обоим присущи ярко выраженные социально-политические черты: чувства, настроения, эмоции, импульсивность, острота восприятия полей, процессов и действий. Все это придает им особую динамичность, гибкость, способность чутко реагировать на изменившиеся политические условия, а иногда возможно существенное воздействие на ход исторического процесса. Примером могут служить известные события в ноябре 1989 г. в Чехословакии, когда произошла «бархатная" революция, активную роль в которой сыграли студенты. Или события в декабре 1989 г. в Румынии, приведшие к падению режима Чаушеску.

Особенно рельефно уровень политического сознания проявляется в поведении индивидов там, где действуют стихийно образующиеся общности людей, легко поддающиеся манипулированию со стороны организованных сил.

В политической жизни нередко можно встретить термин «классовое политическое сознание», которое представляет широкую совокупность самых различных образований на уровнях психологии и идеологии, эмоций и логики, обыденного и теоретического сознания, рациональных и далеких от науки представлений.

По мнению политологов, социологов, появление массового политического сознания связано с ростом массы людей, участвующих в политической жизни, неоднородным составом участников, усложнением социально-экономических и политических отношений в современных условиях. Как правило, массовое политическое сознание, разнообразное как по форме, так и по содержанию в условиях любого общества, но особенно это проявляется в республиках постсоветского пространства. Об этом свидетельствует возникновение в этих странах различных общественно-политических объединений, партий, движений, в том числе и асоциальной направленности. В условиях, когда длительное время не удовлетворяются потребности, интересы и социальные ожидания значительной части населения, нарастает социально-политическая напряженность в обществе, что находит выражение в политическом сознании, в общественных настроениях и массовых действиях, в том числе и деструктивных.

Для более полной характеристики политического сознания следует остановится на некоторых его категориях, типах. Условно можно выделить следующие категории политического сознания: политическое настроение (политическая решимость, апатия, политическая неуверенность); политическое мнение; политическое воображение; политические мифы; политический имидж (образ политика); политический кредит доверия; «козел отпущения» в политике и др. Последняя категория имеет историческую подоплеку. У древних иудеев существовал обычай: раз в год выбирали одного козла и «перекладывали» на него все грехи племени, а потом прогоняли его на верную смерть (отпускали). К сожалению, образно говоря, этот древний обычай все чаще используют «сильные мира сего» в сложившемся однополярном мире. Такими «козлами отпущения» оказались целые народы - Югославии, Ирака, Судана, сюда же можно отнести и политику двойных стандартов, проводимую рядом стран по отношению к неугодным, на их взгляд, государствам, которые стремятся вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Причем всеми доступными средствами буквально вдалбливается в сознание людей правомерность своих действий.

Политическое сознание каждого человека индивидуально. Но, несмотря на все особенности, можно выделить следующие типы: консервативное, консервативно-элитарное, неоконсервативное, либеральное, либерально-технократическое, либерально-реформистское, радикально-революционное, леворадикальное, праворадикальное*.

В заключение освещаемого вопроса следует подчеркнуть, что на этапе современного развития общества значительно возрастает роль политического сознания. Это обусловлено тем, что интенсивно идет процесс политизации общественной жизни, выражающийся в деятельности многочисленных партий, общественно-политических групп и движений, в разнообразии мнений, взглядов. Все это требует глубокого политического осознания происходящих процессов.

Нам представляется, что в формировании политического сознания должны учитываться следующие моменты.

Во-первых, необходим научный подход в этом процессе на основе обще-

научных методов, таких как: индукция и дедукция, анализ и синтез, сочетание исторического и логического анализа, моделирование: математическое, кибернетическое, прогностическое и др. В данном контексте огромная роль принадлежит эмпирическим исследованиями, прежде всего, социологическим.

Во-вторых, необходимо комплексно использовать все источники информации об общественном мнении, поскольку ни один из них сам по себе не может считаться достаточным для принятия политических решений при воздействии на политическое сознание. И здесь требуется значительная и постоянная организационная работа по активизации выражения общественного мнения (выступление средств массовой информации, круглые столы, прямая телефонная связь населения с руководителями и т.п.).

В-третьих, важно тщательное изучение самих субъектов политического сознания, проверка достоверности получаемых сигналов, умение отделять сиюминутные настроения от устойчивых. Необходимы поиски сближения, лояльность к оппонентам, взаимопонимание, консенсус, компромисс, наконец.