Пути модернизации общества и политической системы: политические революции и реформы.

Опыт исторического развития свидетельствует, что основными политическими формами осуществления назревших социально-экономических и культурных преобразований являются революции и реформы.

На протяжении многих веков считалось, что развитие общества носит чисто эволюционный характер. К примеру, античные философы, не допуская мысли о том, что рабовладельческий строй когда-нибудь будет уничтожен и на смену ему придет другой строй, сосредоточивали свое внимание на формах политической власти. Так, Аристотель, обобщивший исторический опыт своего времени, был убежден, что рабство соответствует природному порядку вещей. В свою очередь, Средневековая христианская теология, пологая вечным феодальный строй, допускала возможность лишь незначительных изменений существующего порядка вещей.

Вопрос о возможности скачкообразных революционных преобразований в обществе впервые был поставлен только идеологами буржуазии в период, когда она шла к власти. Например, Ж.Ж. Руссо, исходя из теории «общественного договора» и обосновывая идею о народе как источнике власти, призывал бесправное большинство свергнуть господство деспота, дабы установить новый общественный строй, способный обеспечить равенство людей. В России идею закономерности крестьянской революции пропагандировал А.Н. Радищев.

Следует отметить, что политическая мысль первоначально рассматривала революция сквозь призму определений идеологии. Так, французский философ Ф.Р. де Ламене отстаивал христианские идеи всеобщей любви и братства как средство избавления общества от революций. А идеолог консерватизма Э. Берк, оценивая Французскую революцию, называл ее общественным злом, которое обнажило самые худшие, жизненные стороны человеческой природы. В ХIХ веке эволюционистский взгляд на историю, имевший солидную традицию начал преобладать. Этому способствовало перенесение на общественную жизнь эволюционного учения Ч. Дарвина. Западная социология, сложившаяся в самостоятельную науку в ХIХ в. (название «социология» введено О. Контом), была по преимуществу эволюционистской. Она утверждала, что эволюция - это нормальное развитие общества, а революция, если последняя происходит, есть нарушение естественного хода вещей, помеха в историческом развитии.

С точки зрения марксизма революция - такая же объективная форма развития общества, как и эволюция. Она представляет собой не некую внезапную катастрофу, но естественный результат предшествующих ей эволюционных изменений. В ходе этих изменений накапливаются противоречия, которые и разрешаются революцией. В свою очередь, она открывает период новых эволюционных изменений, качественно отличных от тех, которые происходили до революции. Другими словами, и революция и эволюция - закономерные формы развития общества. не подменяющие и не отменяющие одна другую.

Революция - это коренные, качественные изменения, преобразования во всех сферах общественной жизни. В период революции историческое развитие осуществляется такими темпами, которые позволяют обществу в кратчайшие сроки продвинуться намного вперед. Именно поэтому К. Маркс называл революции «локомотивами истории». Эти «локомотивы» продвигают общество на более высокую ступень исторического развития и поэтому являются важнейшим средством общественного прогресса. Общество - это сложный социальный организм. Поэтому революционные процессы могут быть различными по масштабам. Возможны революции, охватывающие все общества в целом, начиная с его основ, но возможны и революционные изменения в более узких масштабах, происходящие в какой-то одной сфере общественной жизни.

Переворотом, затрагивающим все общество, является социальная революция, преобразующая в первую очередь социально-экономические основы общественной жизни. Такие революции приводили к переходу от одной общественно-экономической формации к другой. От социальных революций следует отличать политические революции, приводящие к замене власти одного класса властью другого класса. Политические революции могут совпадать по времени с социальными революциями, могут и предшествовать им или осуществляться позднее. Так, буржуазная политическая революция во Франции произошла, как известно, в 1789-1794 гг. Однако социальная революция, превратившая буржуазию в экономически господствующий класс, начались до этой политической революции, утвердившей политическое господство буржуазии.

Революционная эпоха рождает новые идеи, без которых невозможно осознание задач, стоящих перед обществом. Революции на практике предшествует, как правило, революция в умах, революция в сознании. Например, грядущей французской революции помогали идеи таких выдающихся мыслителей ХVIII в, как Дидро, Гольбах, Гельвеций, Вольтер. Социальные и политические революции различаются по своему размаху, характеру, движущим силам, целям и задачам. Можно выделить следующие типы социальных и политических революций: национально-освободительные, буржуазные, буржуазно-демократические, социалистические.

В противоположность революции социальная реформа - это изменение какой-либо существенной стороны жизни общества при сохранении основ его экономического и политического строя. Вспомним, например, реформы Ф.Рузвельта в 30-е гг. ХХ ст. Политическую революцию следует также отличать от таких явлений как государственный переворот и путч. Государственный переворот носит верхушечный характер, его совершает правящая элита (как правило в условиях общественно-политического кризиса) с целью изменения политического режима. Путч - это акция политических аутсайдеров с целью вернуть утраченные позиции, либо потеснить у кормила власти правящую элиту.

Следует отметить, что в современных условиях революции уже не рассматриваются большинством обществоведов как воплощение общественной закономерности. Западные социологи и политологи все больше возвращаются к идеям эволюционизма, которые нашли воплощение в теории модернизации.

Общества стран, образовавшихся на постсоветском пространстве часто называют трансформационными. Анализом основных тенденций трансформационных процессов и занимается теория политической модернизации, согласно которой модернизация - это переход к современному, индустриальному, а в последнее время и постиндустриальному обществу. Основы теории модернизации были заложены в трудах О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса. В современных условиях наиболее видными представителями теории политической модернизации являются Ш. Айзенштадт, Г. Алмонд, Д. Аптер, С. Верба, С. Хантингтон. Данная концепция должна была дать рекомендации для экономического, социально-политического и культурного становления бывших колоний в качестве независимых государств. Названные авторы исходят из представления о линеарности общественного развития, существования некой общей модели движения стран и народов в рамках глобального процесса цивилизации. Менее развитые страны должны пройти тот же путь, по которому идут более развитые, социальные изменения носят закономерный и необратимый характер. На этом пути существуют последовательные стадии и, как правило, ни одна из них не может быть пропущена.