Правовое регулирование использования и охраны животного мира

1. Понятие и признаки животного мира

Признаки:

1) Естественное происхождение

2) Естественное состояние, взаимосвязь природного объекта с окружающей средой

3) Социально-экономическая ценность объекта

Признаки животного мира:

В ФЗ «Об охране окружающей среды» животный мир, наряду с растительным миром, землей, недрами, водами, атмосферным воздухом и т.д., отнесен к компонентам природной среды, т.е. признан законом самостоятельным природным ресурсом.

В истории так было не всегда. В Дореволюционный период и в начале Советского периода животный мир не рассматривался как самостоятельный природный ресурс и как самостоятельный объект правового регулирования.

Согласно Дореволюционному законодательству, собственник земли автоматически приобретал право собственности и на диких животных, обитающих на территории его земельного участка. Право собственности на животных, обитающих на ЗУ, не было абсолютным, перемещение животного на другой земельный участок автоматически влекло возникновение права собственности на данное животное собственника соседнего ЗУ.

Т.о., объекты животного мира не рассматривались в качестве самостоятельных объектов, а приравнивались к принадлежностям главной вещи.

В настоящее время животный мир – это самостоятельный природный ресурс, самостоятельный предмет правового регулирования.

Базовый НПА – ФЗ от 24.04.1995г. №52-ФЗ «О животном мире». К основополагающим законам так же относится ФЗ от 20.12.2004г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Законодательство об охране и использовании животного мира иногда называют фаунистическим.

Согласно ст.1 ФЗ «О животном мире», животный мир – это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а так же относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Исходя из данного определения, можно выделить следующее признаки животного мира:

1) Нахождение организма в живом состоянии. Умершие вследствие естественных причин или умерщвленные дикие животные не могут быть объектами охоты, рыболовства и других видов пользования животным миром.

2) Нахождение диких животных в состоянии естественной свободы, под которой понимается непосредственная естественная связь животного мира с окружающей средой; животный мир, иными словами – это дикая фауна.

3) Непотребляемость объекта, т.е. при переходе отдельного животного с территории РФ на территорию другого государства, а так же уничтожение животных в результате охоты, рыболовства и т.д. – животный мир в целом как объект права собственности и объект охраны не исчезает.

Домашние животные, в.ч. с/х, племенные, а так же дикие животные, содержащиеся в неволе (в зоопарках) не являются объектами животного мира в смысле экологического законодательства.

Отношения, связанные с использованием таких животных, регулируются гражданским законодательством, ветеринарным и иным.

В отличие от фаунистического, в гражданском законодательстве животные являются объектами имущественных прав (домашние, с/х, племенные). На это обстоятельство прямо указывает положение ст.137 ГК, применяя к животным общие правила об имуществе. Устанавливая требования гуманного отношения с животными, ГК (ст.137, 130, 231, 241) имеет в виду безнадзорных домашних животных, а так же домашних животных при ненадлежащем отношении с ними.

В фаунистическом е смысле под животными понимаются лишь дикие животные, являющиеся компонентами природной среды и находящиеся в состоянии естественной свободы.

1. Понятие и виды права пользования животным миром (ЖМ)

Пользование ЖМ - это система правовых норм, устанавливающих порядок предоставления и условия пользования объектами ЖМ.

Объектами права пользования ЖМ являются объекты ЖМ, которые можно условно подразделить на 4 группы:

1) Объекты охоты (по терминологии нового Закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» они называются охотничьи ресурсы)

2) Объекты рыболовства

3) Объекты, занесенные в Красную книгу

4) Прочие виды – виды, не попавшие в какую-либо из перечисленных групп (певчие птицы, насекомые, хищные птицы, рептилии и т.д.)

Виды пользования:

Право пользования животным миром можно классифицировать на отдельные виды по срокам, целям и способам пользования.

1) В зависимости от сроков:

§ Долгосрочное (от 20 до 49 лет в случае предоставления ЮЛ и ИП, которых называют долгосрочными охотпользователями)

§ Краткосрочные (при предоставлении гражданам права на добычу охотничьих ресурсов).

2) Пользование ЖМ может осуществляться 2 способами:

§ С изъятием или

§ Без изъятия объектов животного мира из среды их обитания.

3) По целевому назначению:

§ Охота

§ Рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих

§ Добыча объектов ЖМ, не отнесенных к объектам охоты. Этот вид пользования связан с изъятием животных из естественной среды их обитания (например, для научных экспериментов, зоологических коллекций, получения лекарственного сырья и др.видов). Допускается только по разрешению компетентных органов.

§ Другие виды пользования (полный список в ст.34 ФЗ «О животном мире»)

ФЗ «О континентальном шельфе» и «Об исключительной экономической зоне РФ» предусмотрены и другие виды пользования животным миром – товарное выращивание, искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов и т.д. (см. ст.10 ФЗ «О континентальном шельфе» и ст.8 ФЗ «Об исключительной экономической зоне»)

2. Основания возникновения права пользования ЖМ

Основаниями возникновения права пользования ЖМ, как и при лесопользования, водопользовании и т.д., является сложный юридический состав – совокупность юридических фактов.

В связи с вступлением 1 апреля 2010г. в силу ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» в правовое регулирование оснований возникновения права пользования ЖМ были внесены существенные изменения.

Гражданам ЖМ ранее предоставлялся в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. В настоящее время именные разовые лицензии (как и долгосрочные, и распорядительная лицензия в сфере пользования ЖМ) упразднены. Вместо них введены разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Для возникновения права на добычу охотничьих ресурсов необходимо наличие следующих юридических фактов:

Ø Регистрация ФЛ в охотхозяйственном реестре в качестве охотника (исключения установлены для ИГ);

Ø Наличие охотничьего билета, выдаваемого органом исполнительной власти субъекта РФ;

Ø Наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия (за исключением случаев безоружейной охоты);

Ø Получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов, которое дает право на однократное использование охотничьих животных с указанием их видов и количества, срока охоты и места охоты;

Ø В случае если охота осуществляется в закрепленном охотничьем угодье, необходимо так же получение путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), выдаваемого долгосрочными охотпользователями.

ФЗ «Об охоте…» все охотничьи угодья подразделяет на 2 вида:

1) Закрепленные – охотничьи угодья, которые предоставлены и используются ЮЛ-ми и ИП.

2) Общедоступные – охотничьи угодья, в которых ФЛ имеют право свободно пребывать в целях охоты.

Для возникновения права охоты у ФЛ в общедоступных охотничьих угодьях необходимо получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов, которое выдается органом исполнительной власти субъекта РФ; для охоты же в закрепленных охотничьих угодьях необходимо получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов и путевки, которая выдается долгосрочным пользователем, т.е. лицом, за которым это охотничье угодье закреплено.

ЮЛ-ам и ИП-ям до вступления в силу ФЗ «Об охоте…» объекты ЖМ предоставлялись в долгосрочное пользование на основании трех взаимосвязанных между собой юридических фактов (документов) – решение гос.органа; долгосрочные лицензии на пользование ЖМ; договор о предоставлении в пользование территорий, необходимых для осуществления пользования ЖМ. Решение, лицензия и договор были взаимосвязаны между собой, по отдельности они не порождали прав на осуществление пользования ЖМ. При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию ЖМ предоставлялся в пользование на основании конкурса.

В настоящее время право долгосрочного пользования возникает следующим образом:

1 этап: организация и проведение аукциона на право заключения охотхозяйственого соглашения.

2 этап: заключение охотхозяйственного соглашения с лицом, выигравшим аукцион.

3 этап: заключение договоров аренды земельных участков и (или) договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности; регистрация их в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними.

ЮЛ-ам и ИП-ям долгосрочное пользование предоставляется:

1) Право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий

2) Земельные и лесные участки в границах охотничьих угодий.

Т.о. в отличие от ФЛ-охотников, которые получают в пользование непосредственно объекты ЖМ (право на добычу охотничьих ресурсов), ЮЛ-ам и ИП в пользование предоставляется так же охотничьи угодья, в которых объекты ЖМ обитают или могут обитать.

При предоставлении ЖМ в долгосрочное охотпользование ФЗ «О ЖМ» ранее предусматривал сочетание административно-правовых (вынесение решения, получение лицензии) и гражданско-правовых (конкурс и заключение договора) способов регулирования отношений. Новый ФЗ «Об охоте…», изменивший порядок предоставления ЖМ в долгосрочное пользование, предусматривает наличие только гражданско-правовых способов (проведение аукциона, заключение охотхозяйственного соглашения) в регулировании долгосрочного пользования ЖМ.

Т.о. в российском законодательстве осуществляется переход от преимущественно публично-правового к частноправовому способу регулирования предоставления в долгосрочное пользование объектов ЖМ, отнесенных к объектам охоты, и упраздняется правовой институт лицензирования.

4. Правовая охрана ЖМ

Правовая охрана ЖМ – это закрепленные законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования ЖМ, а так же на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов ЖМ.

К мерам охраны относятся:

1) Разработка федеральных и территориальных программ по охране ЖМ и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов ЖМ, а так же государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных решений.

2) Регулирование рационального использования ЖМ осуществляется путем нормирования в области охраны и использования ЖМ, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а так же норм и правил их рационального использования.

3) Для создания полного и эффективного сохранения животных создаются заповедники, заказники, национальные парки и другие особо-охраняемые территории.

4) В РФ издается и ведется Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ. Регулируется постановлением Правительства от 19.02.1996г. №158 «О Красной книге». Красная книга издается не реже 1 раза в 10 лет, а в периоды между ее изданиями подготавливаются и распространяются перечни (список) животных, занесенных в Красную книгу.