Автоматизация работы электростанций

На водном транспорте эксплуатируются суда с различными по со­ставу мощности, поду тока и напряжению электростан­циями, степень автоматизации которых неодинакова, а номенклатура применяемого оборудования достаточно разнообразна. В зависимости от объема автоматически выполняемых операций электростанции речных судов подразделяются на два типа: первой степени автоматиза­ции, работающие без обслуживания и наблюдения не менее 4ч. и второй степени автоматизации, работающие без обслуживания не менее 24ч.

Для автоматизации управления СЭС используют уни­фицированные функциональные блоки (устройства), ос­нову которых составляют логические элементы и полу­проводниковые релейные приборы. На рис.4 приведена структурная схема автоматизации СЭС, поясняющая на­значение и взаимосвязь таких устройств.

Рисунок 4 – Структурная схема автоматизации СЭС.

Блок управле­ния (БУ) обеспечивает автоматическое и дистанционное автоматизированное (с поста управления судном ДПУ или ЦПУ) подключение генераторов на шины ГЭРЩ и отключение их от шин. Аварийный (АДГ), основной (ДГ1) и резервный (ДГ2) дизель-генераторы снабжены устройством, обеспечивающим их автоматический пуск и остановку (ПО). Оно готовит дизель-генератор к пуску: подает питание пусковым системам; включает подачу воздуха к пусковым клапанам; прокачивает смазочную систему, подогревает воду и масло, контролирует пуск; останавливает агрегат и подает соответствующие сигналы об исполнении команды в блок сигнализации (БС) на посту управления судном или ЦПУ.

С отсутствием напряжения на шинах ГЭРЩ блок ПО осуществляет автоматический пуск и подключение ре­зервного дизель-генератора ДГ2. При параллельной ра­боте дизель-генераторов блок автоматической синхрони­зации генераторов (СГ) осуществляет их автоматическую синхронизацию (равенство э.д.с. включенного генератора и напряжения на шинах ГЭРЩ, равенство частоты э.д.с. и частоты тока на шинах электростанции, совпадение фаз э.д.с. и напряжения, одинаковый порядок чередова­ния фаз генератора).

При отсутствии синхронизации устройство автомати­ческой блокировки генераторов (БГ) предотвращает включение генератора на шины ГЭРЩ, а блок автомати­ческого регулирования мощности (РМ) автоматически распределяет активную нагрузку (мощность) между гене­раторами. При наличии валогенератора (ВГ) средства автоматизации СЭС осуществляют автоматическое пере­ключение нагрузки (ПН) с валогенератора на дизель-генератор и обратно с перерывом в питании ответственных потребителей не более 3 с. В случае загрузки основного (основных) генераторов на 85-90% блок автоматического включения резерва (ВР) осуществляет автоматический пуск и подключение на шины ГЭРЩ резервного дизель- генератора, а блок ОП при перегрузке СЭС (на судах мощностью более 440кВт) может автоматически отклю­чить несоответственные потребители от шин ГЭРЩ, а также автоматически включить их после исчезновения перегрузки.

При снижении нагрузки в сети до 30-45% блок авто­матической разгрузки генераторов (РГ) с поста управле­ния судном или ЦПУ автоматически выключает и выхо­дит в резерв в зависимости от числа одновременно рабо­тающих один или несколько генераторов.

На случай выхода из строя основной электростанции суда оборудуют аварийными источниками энергии: ава­рийными дизель-генераторами (ДГ) или аккумулятор­ными батареями (Б). Аварийный электрораспределитель­ный щит (АЭРЩ) связан блоком автоматического пере­ключения питания (ПП), который допускает подачу пи­тания только в одном направлении — от ГРЭЩ к АЭРЩ. Аккумуляторные батареи заряжаются от навешенных на дизели зарядных агрегатов или от автоматических заряд­ных устройств, например, выпрямительных кремниевых зарядных устройств.

Защита генераторов от перегрузок и токов короткого замыкания осуществляется автоматическими выключате­лями (В).