Отечественная история как наука . Методы и источники её изучения.

Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации

В бюджетном законодательстве понятия «бюджетное устройство» и «бюджетная система» используются как синонимы. Между тем в российской и зарубежной экономической литературе данные понятия различаются, при этом понятие «бюджетное устройство» трактуется как более широкое, нежели понятие «бюджетная система».

Бюджетное устройство любой страны - организационное построение бюдже­та, отражающее как его структуру, так и формы взаимодействия (схема 1.18). Бюджетная система как наиболее важный элемент бюджетного устройства представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собою установленные законом взаимоотношения (схема 1.19). Тем самым бюджетное устройство - понятие более широкое, чем бюджетная система, включающее помимо самой бюджетной системы:

- бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- принципы и формы разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, а также межбюджетного перераспределения средств.

В составе факторов, определяющих построение бюджетной системы государства, следует выделить:

- форму государственного устройства (федеративная либо унитарная);

- политический режим (демократический, тоталитарный, либерально-демократический и т.д.);

- исторические и национальные особенности развития государства;

- цели и задачи экономической и финансовой политики.

Первичным элементом бюджетной системы выступают виды бюджетов. Вид бюджета - форма организации бюджетных ресурсов конкретного органа государственной власти или органа местного самоуправления, финансовой базой деятельности которого он является (схема 1.20). Совокупность видов бюджетов, соответствующих определенному уровню государственной власти или местного самоуправления, образуют уровень бюджетной системы государства (схема 1.20).

Таким образом, число уровней бюджетной системы прямо производно от числа уровней системы государственной власти и местного самоуправления в государстве. Бюджетная система унитарного государства включает два уровня - центральный и уровень местных бюджетов; в свою очередь, бюджетная система федеративного государства трехуровневая и объединяет наряду с федеральным бюджетом (бюджетом центрального звена) уровень региональных бюджетов и уровень местных бюджетов (схема 1.21).

Верхний уровень бюджетной системы и в унитарных, и в федеративных государствах представлен всегда одним бюджетом – бюджетом центрального правительства в унитарных государствах или федеральным бюджетом в федеративных государствах. Второй уровень бюджетной системы, как и третий, представлен разными видами бюджетов.

В государствах с федеративным устройством бюджеты среднего звена бюджетной системы могут соотноситься с федеральным бюджетом по-разному. Если взаимоотношения бюджетов субъектов федерации с федеральным бюджетом строятся в соответствии с принципом равенства – это симметричная федерация с симметричными бюджетными правами субъектов федерации. Если же взаимоотношения субъектов федерации с федеральным центром характеризуются неравенством – это асимметричная модель бюджетной системы федеративного государства с неравными бюджетными правами субъектов федерации.

Существенные различия в организации и характере функционирования бюджетных систем имеются в государствах с либерально-демократической и административно-командной системами управления. В первых важнейшим принципом построения бюджетной системы является самостоятельность каждого бюджета, обусловленная широкими демократическими правами каждого органа власти; в государствах с административно-командной системой управления бюджетная система строится на принципе единства, когда каждый бюджет выступает как часть единого государственного бюджета страны и принципе централизма, означающем не только высокую степень централизации бюджетных средств на верхнем уровне бюджетной системы, но и почти безграничные возможности перераспределения средств между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов на основе централизованно принимаемых решений (например, бюджетная система бывшего Советского Союза).

В демократических государствах, характеризующихся рыночными методами хозяйствования, бюджетные системы могут различаться степенью самостоятельности каждого бюджета, входящего в бюджетную систему страны. В зависимости от этого различаются бюджетные системы американского и западно-европейского типа.

Бюджеты внутри системы американского типа являются не только самостоятельными, но и автономными; здесь принцип «один налог – один бюджет» реализуется, как правило, полностью.

В бюджетных системах западно-европейского типа самостоятельность каждого бюджета органично сочетается с возможностью получения субфедеральными и муниципальными органами стабильной финансовой помощи из других бюджетов при наличии резких колебаний в уровне социальной обеспеченности граждан по территории страны. В таких бюджетных системах используются методы бюджетного выравнивания социальной обеспеченности граждан разных территорий, что обусловлено социально-ориентированной моделью экономики (например, бюджетная система ФРГ).

Бюджетная система страны может быть представлена в расширенном варианте – тогда в нее входит не только совокупность бюджетов всех уровней, но и свод внебюджетных фондов. Понятие расширенной бюджетной системы используется в практике международных сопоставлений, когда наряду с только бюджетными показателями важно учесть количественные параметры внебюджетных фондов.

Основой для построения бюджетных систем федеративных (а нередко и унитарных) государств является бюджетный федерализм.Бюджетный федерализм - это такая организация бюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета предоставлять на территории всей страны ее жителям равный и гарантированный государством перечень общественных услуг (безопасность, социальная защита, образование и т.п.), а для этого - органично сочетать фискальные интересы федерации с интересами ее субъектов; разграничивать бюджетные полномочия, бюджетные расходы и доходы; распределять и перераспределять бюджетные ресурсы между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов федерации, выравнивая бюджетную обеспеченность территорий, оказавшихся в разных социально-экономических, географических, климатических и пр. условиях.

Федерализм, влияя на бюджетную систему страны, предопределяет наличие следующих принципов ее построения:

· равенство бюджетных прав субъектов федерации и муниципальных образований;

· разграничение бюджетных полномочий между органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления в соответствии с возложенными на них задачами и функциями;

· разграничение бюджетных расходов и доходов между уровнями бюджетной системы в соответствии с бюджетными полномочиями органов государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления;

· прозрачность межбюджетного перераспределения средств.

Бюджетный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 2000 года, закрепил основные изменения в бюджетном устройстве РФ, произошедшие с 1991 года и определил в ст.6 бюджетную систему Российской Федерации как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации и регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. При этом в ст.10 Бюджетного кодекса РФ были четко определены уровни и внутренняя структура бюджетной системы РФ (схема 1.22).

 

  III уровень
  Местные бюджеты  

 

Бюджетная система России как федеративного государства включает три уровня: верхнее, представленное федеральным бюджетом; среднее, состоящее из бюджетов субъектов РФ; и нижнее – уровень местных бюджетов (тест 1.16).

Согласно Бюджетному кодексу РФ, верхний уровень бюджетной системы включает федеральный бюджет, бюджет Пенсионного фонда РФ, бюджет Фонда социального страхования РФ и бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Поскольку субъекты Российской Федерации имеют разный государственно-правовой статус (республики в составе России, края, области, в т.ч. автономная область, автономные округа и города федерального значения), то второй уровень бюджетной системы Российской Федерации представлен пятью различными видами региональных бюджетов, а общее их количество составляет 83 (схема 1.23). С 01 января 2008 года изменилось количество бюджетов среднего уровня бюджетной системы РФ (21 республиканских, 8 краевых, 47 областных, 1 областной автономной области, 4 окружных, 2 городских бюджета городов федерального значения). Также второй уровень бюджетной системы РФ включает согласно Бюджетному кодексу РФ бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (тест 1.9).

Третий уровень бюджетной системы Российской Федерации тоже представлен разными видами бюджетов и двумя подуровнями (исходя из территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации). 1 подуровень – районные бюджеты муниципальных районов, окружные бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 2 подуровень – бюджеты городских поселений и бюджеты сельских поселений. Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что статус муниципального образования получают населенные пункты при определенных критериях – количество проживающих, размер территории и т.п. – для каждого вида муниципальных образований свои критерии. Поэтому в определенных случаях определенный населенный пункт или территория могут не получить статус муниципального образования. В этих случаях населенный пункт или территория не может иметь свой собственный бюджет, поэтому финансирование расходов на их содержание происходит из бюджетов городских и сельских поселений на основании сметы доходов и расходов, которая является согласно ст.15 Бюджетного кодекса Российской Федерации составной частью бюджетов городских и сельских поселений (тесты 1.7, 1.10).

Бюджетный кодекс РФ дает расширительную трактовку бюджетной системы Российской Федерации, включая в нее не только соответствующие уровни и виды бюджетов, но и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Не оценивая спорность такой трактовки (хотя в финансовой науке общепринято считать внебюджетные фонды самостоятельным звеном финансовой, но не бюджетной, системы), хотелось бы подчеркнуть, что включение в бюджетную систему внебюджетных фондов не означает, тем не менее, их консолидации в бюджетах соответствующих уровней. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Соответственно бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются в соответствии со ст.145 Бюджетного кодекса РФ отдельными федеральными законами и законами субъектов РФ (в части территориальных внебюджетных фондов) и учитываются на отдельных от бюджетов счетах (тест 1.17). Поэтому расширительная трактовка бюджетной системы предполагает не объединение бюджетов и внебюджетных фондов, а лишь включение в нее всех финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, независимо от того, в какой форме они формируются и используются (в форме бюджетов или бюджетов государственных внебюджетных фондов).

Бюджетное законодательство Российской Федерации оперирует таким понятием, как «консолидированный бюджет». Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ консолидированный бюджет - это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (тест 1.15). В Российской Федерации составляется консолидированный бюджет РФ, консолидированный бюджет субъекта РФ и на местном уровне консолидированный бюджет муниципального района (схема 1.24). Консолидированный бюджет РФ – это совокупность федерального бюджета и свода консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) (тест 1.18). Консолидированный бюджет субъекта РФ – совокупность бюджета субъекта РФ (республиканского, краевого, областного, окружного или городского бюджета) и свода бюджетов муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) (тест 1.5). Консолидированный бюджет муниципального района – совокупность бюджета муниципального района (районного бюджета) и свода бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Консолидированные бюджеты используются для свода статистических показателей, а также анализа показателей, характеризующих структуру доходов и расходов по звеньям бюджетной системы РФ. В частности, данные консолидированного бюджета РФ очень важны при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ, а также при определении объемов финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетная система любой страны строится в соответствии с определенными принципами, а их состав обусловлен, прежде всего, уровнем развития демократических начал в управлении страной.

Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетная система РФ основана на 13 принципах (схема 1.25), (тест 1.13):

1) единства бюджетной системы Российской Федерации;

2) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

3) самостоятельности бюджетов;

4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

6) сбалансированности бюджета;

7) результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) прозрачности (открытости);

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств

12) подведомственности расходов бюджета

13) единства кассы.

Следует отметить, что первые четыре принципа относятся к построению бюджетной системы РФ; принципы «результативности и эффективности использования бюджетных средств» и «адресности и целевого характера бюджетных средств» - к организации системы бюджетного финансирования, а остальные принципы – к организации бюджетного процесса. Таким образом, в ст. 28 Бюджетного кодекса РФ говорится о разнородных принципах, одни из которых определяют собственно построение бюджетной системы, другие – характер ее функционирования.

 

Периодизация в истории обусловлена : картиной мира той или иной действительностью ; изменением методологических основ познания ; уровнем развития естественно научных знаний;

1-Отмечают 3 этапа в развитии истории:

1) От древности 1613 годы , смутное время , начало 17 века

2) 17-18 век от Романовых до Петра 1 .

3) С начала 19 века

2-Историография и исторические школы

Период средневековье:характеризуется историческими трудами содержание которых обусловлено господством церкви .

Позднее средневековье: в этот период формировался Европейский тип цивилизационного развития.

Век просвещения:характеризуется поиском учеными ответа на смысл и законы развития общества. В это время система отчета времени определило христианство.

Теория Европейского развития истории(Маркс Енгельс)

Советский период: главным подходом к изучению истории стал формационный подход. (пятичленка).

Формационный подход:

1) Первобытная община

2) Рабовладельческий

3) Феодальный

4) Капиталистический

5) Коммунистический

3-Цивилизационный подход к изучению истории.

Цивилизация – это сообщество людей объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами , имеющее устойчивые особые черты социально-политической организации , культуры , экономики и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу.

3 типа цивилизационного развития:

1) Замкнутый , статичный тип цивилизационного развития- присущ народам которые существуют в единстве и гармонии с природой.

2) Циклический тип – характерен для общества с единоличным правителем , корпоративностью.

3) Интенсивно-динамичный тип развития – характерно классовое разделение общества , частная собственность , рынок и товарно-денежные отношения.

4) Сущность и особенности истории как науки : понятие «Истории» принадлежит числу древнейших научных понятий . (В переводе с древнегреческого языка , она означает рассказ о прошедшем ,развертывание , расспрашивание , узнавание). 1 Наука о развитии человеческого общества ; 2 действительность развития движения ; 3 ход движения чего ни будь ; 4 наука о развитии какой-то области природы , знаний (история РГСУ , театра) ; 5 прошлое сохранившееся в памяти человека ; 6 рассказ повествование ; 7 Происшествие , приимуществено скандал.

Предметом исторической науки является не все значения слова истории , а все основополагающие : прошлое и все что происходило в нем ; и рассказ о былом.

Определение предмета истории.

История как наука исследует конкретные ограниченные определенными пространственно- временными рамками , закономерности общественного развития связанные с деятельностью людей , а так же объективные предпосылки и результаты этой деятельности.

Закономерности общественного развития:

1) Закономерность социально-политических перемен , закономерность революции.

2) Закономерность человеческой необходимости и исторической случайности.

3) Закономерность альтернативности.

4) Диалектика объективного и субъективного в историческом процессе.

5) Единство теоретической и историко-исследовательской деятельности.

6) Разумное использование исторического опыта для современной жизни.

7) История как наука не терпит схематизма упрощенчества , поверхностности.

8) Историческая наука крайне чувствительна к диалектике связи общего частного и особенного.

Важнейшие принципы исторической науки:

1) Принцип объективности

2) Принцип историзма

3) Принцип творческого подхода к анализу событий

Задачи изучения курса отечественной истории :

1) Иметь : целостное и современное представление об основных этапах и тенденциях и этапах развития истории.

2) Овладеть: умением свободного видения истории отечества , как культурно исторического общества.

3) Знать: важнейшие исторические факты , явления труды , знать документы определившие развитие страны , вклад России в развитие цивилизаций .

4) Уметь: выражать и обосновывать свою позицию к историческому прошлому , историческим деятелям и событиям.

ЛЕКЦИЯ – 2

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. Русь в 9-13 веках.

Вопросы: 1 предпосылки образования русского государства ? ()

1) Экономические предпосылки (развитие ремесел, высокий уровень развития производственных сил, развитие торговли в границах трех торговых путей (1из варяг в греки , по Волге в Каспийское море, днепр , озовсное , каспийское))

2) Социально-политические предпосылки

3) Внешние предпосылки – необходимость расширения земельных владений и угроза нападения.

Экономической и социально-политический строй Киевской Руси.

Основу ДРГ составляли : 1 феодальная собственность на землю (Вотчины, земля крупного феодала которая переходила по наследству) ; 2 Возникновение 2-х польной и 3-х польной системы земледелия , что увеличивало площадь земельных угодий и их производительность ; 3 быстрое развитие ремесел ; 4 развитие торговли между городом и деревней , между областями Руси , другими государствами .

Политическая основа.

Киевская Русь была феодальной монархией. Во главе стоял Великий князь , он являлся крупнейшим собственником земли , собирал дань , жаловал за службу поместью . При князе был совет из местных князей и бояр. Местную власть осуществляли местные племенные князья. Зависимые крестьяне отрабатывали барщину . Свободные платили дань . Барщина – бесплатный принудительный труд крестьянина , работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала .

Периоды образования ДРГ :

1) 9-10 век объединение славянских племен вокруг Киева , развитие феодальных , политических , экономических отношений. Великие князья : Олег , Игорь , Ольга , Святослав.

2) 980-1054г. Период расцвета : Владимир(Ярослав мудрый) , Владимир Маномах , Мстислав.

Крещение Руси: значение ведения христианства для Руси . Создавались школы , храмы . Ускорилось развитие феодальных отношений . Появилась власть поддерживающая государство. Способствовало гуманизму общества , осуждало рабство . Период упадка и начала феодальной раздробленности . После Маномаха , который укрепил и возродил единство Руси , власть перешла к его сыну Мстиславу (1125-1132) , при котором начался процесс дробления Руси на отдельные княжества.

Выводы: Киевская Русь положила начало государственности Русского Украинского Белорусского и др. народов. Киевская Русь стала одним их самых сильных государств средневековой Европы , имела прочные связи со многими странами. ДРГ сыграло большую роль в борьбе с кочевыми народами став заслоном на их пути в европейские страны.

СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ и ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РУСИ В ПЕРИОД РАЗДРОБЛЕННОСТИ.

Рост производительности сил . Усиление местных центров. Усиление классовой борьбы. Создание аппарата принуждения в каждом феодальном владении. Непрерывные войны.

В 11-12 веках , Киевская Русь распалась на 13 княжеств и феодальных республик. Разновидности политического строя Русских княжеств 12-13 века . 1 Сильная княжеская власть во Владимиро-Суздальской земле . 2 Боярская феодальная республика в Новгороде где власть князей была минимальной . 3 Сочитание княжеской власти и силой боярства в Галитского-Волынского .