Уровни маркетинга в туризме

Тема 2. Система маркетинга в социально-культурном сервисе и туризме

Лекция: № 2

Вопросы:

1. Уровни и координация маркетинга в туризме

2. Координация маркетинга в туризме

3. Модель системы маркетинга туристского предприятия

4. Сущность основных структурных элементов

5. Технология реализации концепции маркетинга на туристском предприятии

Современный туризм отличается рядом важных особенностей с точки зрения характеристик туристского продукта, сервиса и орга­низации производства. Так, в систему индустрии туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения:

- предприятия по разработке и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты);

- предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гос­тиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, дома отдыха и др.);

- предприятия питания (рестораны, кафе, бары, столовые и др.);

- транспортные предприятия (автопредприятия, авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.);

- рекламно-информационные туристские учреждения (реклам­ные агентства, рекламные бюро, информационно-туристские цент­ры и др.);

- предприятия торговли;

- предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);

- общественные туристские организации и объединения;

- координирующие и регулирующие органы в туризме на наци­ональном, региональном и муниципальном уровнях.

Практически все они в той или иной степени вынуждены зани­маться маркетингом. При этом следует учитывать, что для бюро пу­тешествий, ресторана и транспортного предприятия конечные цели и содержание маркетинга не одинаковы. Так, туристская фирма за счет удовлетворения потребностей клиентов стремится увеличить свою прибыль.

Составными элементами общей системы маркетинга в туристской области являются: государство, местные органы власти, националь­ные и местные (региональные) туристские организации и предпри­ятия.

В связи с этим выделяют следующие уровни маркетинга в сфере туризма.

Маркетинг туроператоров и турагентств представляет собой про­цесс согласования возможностей туристского предприятия с жела­ниями потребителей, результатом которого являются предоставле­ние туристам услуг, удовлетворяющих их потребности, и получение предприятием прибыли, необходимой для его развития и лучшего удовлетворения запросов потребителей в будущем.

Маркетинг производителей туристских услуг (гостиниц, рестора­нов, транспортных организаций ит. д.) — это система комплексного изучения потребностей и спроса с целью организации предоставле­ния услуг, максимально ориентированных на удовлетворение нужд конкретных потребителей, иобеспечения наиболее эффективных форм и методов обслуживания.

Маркетинг общественных туристских организаций (союзов, ассо­циаций и т. п.) рассматривается как деятельность, направленная на создание, поддержание или изменение благоприятного общественно­го мнения.

Маркетинг территорий и регионов — это деятельность, основной целью которой является создание, поддержание или изменение пове­дения клиентов по отношению к конкретным населенным пунктам, регионам или даже странам в целом. Данной деятельностью занима­ются регулирующие и координирующие органы в туризме па муни­ципальном, региональном и национальном уровнях.