Оценка сцепных качеств покрытия
Основой характеристикой скользкости дорожных покрытий является коэффициент сцепления. Коэффициент сцепления определяют с помощью динамометрических тележек или портативных приборов. При отсутствии динамометрических прицепов степень скользкости покрытия оценивают методом торможения автомобиля на мокрых покрытиях. В этом случае коэффициент сцепления вычисляют по длине тормозного пути
где v – начальная скорость торможения, км/ч;
Sт – длина тормозного пути, м.
Измерения тормозного пути выполняют на прямых горизонтальных участках дороги при отсутствии сильного ветра и закрытии движения на участках измерения.
Шероховатость поверхности дорожного покрытия измеряют методом песчаного пятна или портативными микропрофилографами. Метод песчаного пятна заключается в распределении на поверхности покрытия определенного объема песка (10 – 30 см3) с размером частиц 0,15 – 0,30 мм. Песок распределяют вровень с поверхностью отдельных выступов покрытия, придавая песчаному пятну форму правильного круга. По измеренному диаметру пятна D и объему песка V вычисляют среднюю глубину шероховатости
Для безопасного движения на участках дорог с большими уклонами средняя глубина шероховатости должна быть не менее следующих значений:
Уклон, ‰ | |||||
Средняя глубина шероховатости, мм | 3,5 | 4,5 |
На участках дорог с продольными уклонами до 30‰ шероховатость оценивается следующим образом:
Покрытие | Оценка шероховатости, мм | |||
неудовлетворительная | удовлетворительная | хорошая | Очень хорошая | |
Асфальтобетон Цементобетон | <0,7 <0,5 | 0,7 – 1,5 0,5 – 0,6 | 1,5 – 2,0 0,6 – 0,8 | >2,0 >0,8 |