Оценка сцепных качеств покрытия

Основой характеристикой скользкости дорожных покрытий является коэффициент сцепления. Коэффициент сцепления определяют с помощью динамометрических тележек или портативных приборов. При отсутствии динамометрических прицепов степень скользкости покрытия оценивают методом торможения автомобиля на мокрых покрытиях. В этом случае коэффициент сцепления вычисляют по длине тормозного пути

где v – начальная скорость торможения, км/ч;

Sт – длина тормозного пути, м.

Измерения тормозного пути выполняют на прямых горизонтальных участках дороги при отсутствии сильного ветра и закрытии движения на участках измерения.

Шероховатость поверхности дорожного покрытия измеряют методом песчаного пятна или портативными микропрофилографами. Метод песчаного пятна заключается в распределении на поверхности покрытия определенного объема песка (10 – 30 см3) с размером частиц 0,15 – 0,30 мм. Песок распределяют вровень с поверхностью отдельных выступов покрытия, придавая песчаному пятну форму правильного круга. По измеренному диаметру пятна D и объему песка V вычисляют среднюю глубину шероховатости

 

Для безопасного движения на участках дорог с большими уклонами средняя глубина шероховатости должна быть не менее следующих значений:

Уклон, ‰
Средняя глубина шероховатости, мм   3,5     4,5    

На участках дорог с продольными уклонами до 30‰ шероховатость оценивается следующим образом:

  Покрытие Оценка шероховатости, мм
неудовлетворительная удовлетворительная хорошая Очень хорошая
Асфальтобетон Цементобетон <0,7 <0,5 0,7 – 1,5 0,5 – 0,6 1,5 – 2,0 0,6 – 0,8 >2,0 >0,8