Подходы к изучению лидерства

 

Исторически сложились три основных подхода к изучению лидерства, каждый из которых предлагал своё решение проблемы эффективного лидерства:

1. Подход с позиции личных качеств

В рамках данного подхода первые исследователи пытались определить соотношение между наличием конкретных личных качеств и эффективностью руководства, выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

Основа подхода – ответ на вопрос: «Кто является лидером?»

2. Поведенческий подход

Подход предложил концепции лидерского поведения.

Общее для всех концепций то, что опять начался поиск одного единственного верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Отличие от предыдущего подхода – возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам.

Основа подхода – ответ на вопрос: «Что и как лидеры делают?»

Основные концепции:

1) три стиля руководства (три лидерских стиля): авторитарный, демократический, либеральный;

2) исследования университета штата Огайо;

3) исследования Мичиганского университета;

4) системы управления Лайкерта;

5) управленческая решётка (сетка) Блейка и Моутон;

6) концепция вознаграждения и наказания;

7) заменители лидерства (С. Керр, Дж. Джермейер).

3. Ситуационный подход

Основа подхода – лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях.

Ситуационный подход исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения. Подход предлагал объяснять эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая во внимание лидера как личность.

Концепции ситуационного лидерства:

1) континиум лидерского поведения Танненбаума – Шмидта;

2) модель ситуационного лидерства Фидлера;

3) модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда;

4) модель лидерства «путь – цель» Хауза – Митчелла;

5) модель ситуационного лидерства Стинсона – Джонсона;

6) ситуационная модель принятия решений Врума – Йеттона – Яго.