Информационные технологии в системе профориентационной работы СППС.

Роль классного руководителя в системе профориентационной работы.

В системе профориентационной работы с классом основная роль принадлежит классному ру­ководителю.

Одной из самых распространенных форм работы классного руководителя с классом является классный час, который в рамках профориентации учащихся может быть построен как на просветительской, так и диагностической основе.

Специалисты Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи предлагают на сегодняшний день классному ру­ководителю целую программу содействия по выбору профессии школьником, которую можно реализовывать в условиях классного часа. Эта программа рассчитана на все годы обучения учеников в школе.

Начало работы состоит в общей ориентировке в мире профес­сий, в определении совокупности личных качеств, интересов и склонностей человека, важных для какой-либо профессии. Затем необходимо уточнить потребности района, города, области, стра­ны в кадрах, где наиболее нужны знания и умения, энтузиазм молодых людей. Следующий шаг — узнать о названных профес­сиях как можно больше, изучить требования профессии к челове­ку и соотнести их со своими способностями. И, наконец, сделать заключение о наиболее подходящей для ученика профессии и о первом шаге на пути ее освоения. К тому же классный руководитель должен знать нормативную базу, кото­рую необходимо положить в основу профориентационной работы с учащимися.

В соответствии с программой Республиканского Центра профориентации классный руководитель, опираясь на нормативно-правовую документацию и школьную комплексно-целевую программу, выполняет следующие функции в профорентационной работе:

ü составляет для класса план педагогической поддержки самоопределения уча­щихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

ü организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, а также диспуты, конференции, тренинги;

ü ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (результа­ты наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

ü помогает каждому учащемуся проектировать его индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять портфолио;

ü организует посещение учащимися различных учебных заведений, тематические и комплексные экскурсии на предприятия, встречи с представителями пред­приятий, с выпускниками школы;

ü оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

ü проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности школь­ников к профессиональному самоопределению;

ü организует работу учащихся в школьном летнем трудовом отряде.

Успех профориентационной деятельности классного руководителя во многом зависит от тесного сотрудничества с родителями, которое необходимо для обеспечения единства воспитательных влияний на учащихся со стороны школы и семьи. В профориентаци­онной работе содружество с семьей очень важно, потому что родители в наибольшей степени заинтересованы в профессиональном самоопределении детей.

Групповая ра­бота с родителями осуществляется в рамках общешкольных и классных мероприятий, индивидуальная работа проводится с отдельными семьями и их членами. Наиболее распространенная форма взаимодействия классного руководителя с семьей – классное родительское собрание. Как правило, школе в течение учебного года должно проводиться не ме­нее двух родительских собраний профориентационной направленности с родителями учащихся 9 и 11 классов.

Первая встреча – осенью: классный руководитель инфор­мирует родителей о результатах поступления выпускников предыдущего года, о том, какие специальности были наиболее популярны у абитуриентов, на какие специаль­ности и в каких учебных заведениях были самые высокие и самые низкие проходные баллы и т. п.

На втором собрании (весной) родителям предоставляется информация о возможных путях получения профессионального образования, формах проведения вступительной кампании (ЦТ, экзамены, конкурс аттестатов), новых факультетах в учебных заведениях, а также о необходимости учета состояния здоровья (противо­показаний) при выборе профессии.

Для планирования работы с семьей важное значение имеет анкетирование (опрос) родителей. Приведем пример анкеты для родителей:

1. Считаете ли вы эффективной организацию учебно-воспитательной работы в школе?

2. Может ли ваш ребенок реализовать свои интересы и склонности в учебной и внеучебной деятельности?

3. Определился ли ваш ребенок с будущей профессией?

4. Совпадает ли выбор факультатива с выбором будущей профессии ребенка?

5. Удовлетворяет ли вас система факультативных занятий, организованных в школе?

6. Помогает ли школа в решении задач по формированию профессиональных инте­ресов и склонностей вашего ребенка?

Такую анкету можно предложит на родительском собрании.

Кроме традиционных родительских собраний целесообразно проведение ро­дительских конференций «Профессии, которые выбирают дети» (8-9 классы), круглых столов по проблемам профориентации и решению связанных с ними конфликтных ситуаций, а также педагогических консилиумов «Про­фессиональная ориентация старшеклассников».

Широкое применение сегодня в школе в работе с родителями получили также:

ü лектории для родителей;

ü привлечение родителей школьников как профессионалов для организации бесед с учащимися, экскурсий на предприятия и в учебные учреждения города;

ü избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в со­трудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку школьникам в самоопределении.

Большое значение в решении проблем профессиональной ориентации, связанных с развитием профессионального самосознания учащихся, имеет индивидуальная работа классного руководителя с родителями. Прежде всего, это необходимо родителям, которые не могут определить пути продолжения образования, выбора профессии своих детей в силу определенных причин (отсутствует компетентность в вопросах воспитания, внимание к состоянию здоровья детей, доверие и уважение со стороны детей, единое мнение родителей; выражено нежелание вмешиваться в планы детей (безразличие) и т.п.). Как показывает практика, индивидуальные встречи являются наиболее эффективным способом активизации родителей в профессиональном самоопределении детей.

При индивидуальном взаимодействии с родителями используются разнообразные методы и приемы: тесты, анкеты, консультации, интернет-консультации, памятки, тренинги, наблюде­ния, беседы, сочинения (как метод изучения семьи), метод обобщения независимых характеристик, педагогические гостиные и др.

На современном этапе одной из ведущих целей в профориентационной работе классного руководителя является не только подготовка молоде­жи к труду, но и ориентация ее на выбор рабочей профессии — это одна из актуальных задач по обеспечению рынка труда. Как показыва­ет анализ рынка труда, специалисты, имеющие квалификацию по массовым рабочим профессиям, в последние годы стабильно вос­требованы на различных предприятиях нашей республики.

Однако данные социологических исследований показывают, что распределение профессий по «престижной лестнице» свиде­тельствует не в пользу большинства рабочих профессий. Это под­тверждается тем, что подавляющее большинство старшеклассни­ков ориентируются на профессии высокого престижа (в основном профессии умственного труда), хотя сегодня в этом отношении у многих возникают проблемы трудоустройства. Это приводит к тому, что профнамерения выпускников школ существенно расходятся с обще­ственными потребностями в рабочих кадрах. Налицо реальное противоречие. С одной стороны, существует физический труд как род производственной деятельности, без которой невозможно об­щественное производство, с другой — негативное отношение к нему подавляющего большинства школьников.

Воспитание у учащихся интереса к рабочим профессиям свя­зано в значительной мере с перестройкой массового сознания как самих учащихся, их родителей, так и учителей, всей обще­ственности. Комплексное воздействие на общественное со­знание должно обеспечиваться, с одной стороны, средствами массо­вой информации, организацией профориентационной работы, с другой — определяться изменениями самой структуры обще­ственного разделения труда, ускорением научно-техническо­го прогресса, направленного на механизацию и автоматизацию производства, что приводит к вытеснению не престижных про­фессий.

Современное производство остро нуждается в разносторонне подготовленных, высококвалифицированных рабочих. Поэтому формирование социальной установки школьников на физиче­ский труд, на вхождение в состав рабочего класса соответствует коренным интересам нашего общества. Про­фориентация на рабочие профессии должна занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образова­ния с экономической системой. Для благополучия общества не­обходимо, чтобы каждый выпускник школы находил более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе об­щественного производства, на котором мог бы принести наиболь­шую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

При организации профориентационной работы со школьни­ками классные руководители, специалисты СППС, в целом педагогический коллектив общеобразовательной школы должны четко представлять цель этой работы: готовить юношей и девушек к труду, к сознательному выбору профессии в соответ­ствии с потребностями народного хозяйства страны, с возможностью трудоустройства в регионе и получения стабильного заработка, дающего материальную обеспеченность, а также вос­питывать у подрастающего поколения стремление к приобретению профессиональных знаний.

Для того чтобы у подростков сложились правильные представ­ления о важнейших в жизни нашего общества профессиях, необ­ходима систематическая, целенаправленная работа классного руководителя по оз­накомлению ребят с рабочими профессиями. Эта работа включает формирование у ребят общественно значимых мо­тивов выбора профессии, развитие профессиональных интересов, выявление индивидуальных склонностей и возможностей школь­ников, а также организацию консультаций по вопросам выбора профессии, продолжения образования и последующего трудоу­стройства.

Для максимального расширения осведомленности учащихся о рабочих профессиях целесообразно применять информацион­но-разъяснительные формы и методы знакомства с профессия­ми, которым обучаются в профессионально-технических учебных заведениях. К данным формам и методам можно отнести: профориентационные уроки, беседы, лекции, встречи учащихся с пред­ставителями ПТУзов и рабочими, экскурсии в ПТУзы и на предприятия, классные часы по профориентации, конкурсы на лучшие знания о профессиях, профессиографические исследования, оформление выставок, фотовитрин, альбомов о рабочих профессиях и т. д.

На особом контроле у классного руководителя и специалистов СППС должны быть дети из семей, находящихся в социально опасном положении, дети, проживаю­щие в опекунских семьях, учащиеся, состоящие на ВШУ и учете в ИДН. За данной категорией учащихся осуществляется контроль вплоть до наступления их совершеннолетия. Психологической службой разрабаты­ваются специальные памятки, советы для родителей, приемных родителей, опекунов по коррекции стиля воспитания и профориентации детей. В случае возникновения сложностей в профессиональной адаптации таких ребят после окончания ПТУ работники СППС совместно с ИДН и КДН принимают определенные меры и, если это необходимо, помогают сориентировать и перенаправить учащегося в другое профессиональное русло.

Таким образом, помогая сегодняшнему школьнику сделать свой профессиональный выбор с учетом потребностей рынка труда, школа помогает формироваться конку­рентоспособному специалисту, готовому к активной профессиональной деятельности, реализации своего потенциала.

На современном этапе особую роль в профориентационной работе играют информационные технологии. В этом отношении целесообразно обратить внимание на работу Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи, который выступает ведущей структурой в использовании и распространении информационных технологий в профориетнационной работе учреждений образования.

В 1987 г. на основании приказа Госкомтруда СССР от 5 февраля 1987 г. № 7 был создан Минский городской центр профессиональной ориентации молодежи. В то же время были организованы центры профориентации в Гродно и Новополоцке. 1 января 2001 г. Минский городской центр профессиональной ориентации молодежи был реорганизован в Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи.

В настоящее время учреждение «Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи» (РЦПОМ) является государственным учреждением, призванным оказывать молодежи содействие в осознанном выборе или перемене профессии в соответствии с призванием, способностями, состоянием здоровья и с учетом общественных потребностей. На сегодняшний день РЦПОМ является учреждением, занимающим значимое место в системе профориентации Республики Беларусь.

Приоритетными направлениями работы Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи являются:

ü определение совместно с органами образования, органами государственной службы занятости населения, государственными учреждениями и общественными организациями по работе с молодежью, другими заинтересованными организациями приоритетных направлений развития профориентационной работы в г. Минске, Минской области и регионах республики с учетом перспективных потребностей рынка труда в кадрах;

ü методическое руководство работой по профессиональной ориентации молодежи, проводимой центрами профессиональной ориентации молодежи в регионах республики;

ü сбор, обобщение и распространение информации о профессиях, состоянии и перспективах развития рынка труда г. Минска, Минской области и регионов республики;

ü изучение интересов, способностей учащихся и молодежи с целью формирования профессиональных намерений с учетом индивидуальных особенностей личности;

ü разработка и внедрение в практику профориентационной работы организаций информационных, методических материалов, психодиагностических методик, научно-обоснованных форм и методов проведения профессиональной ориентации.

За годы работы РЦПОМ его специалисты помогли тысячам юношей и девушек определиться с выбором успешной и подходящей профессии; провели множество конференций и семинаров, посвященных вопросам профориентации; разработали комплекс профдиагностических программных продуктов для Министерства образования Республики Беларусь. Так по заказу Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь была осуществлена разработка программного продукта «Актуализация электронной версии тестирования обратившихся граждан для осуществления профессионального отбора, определения профессиональных намерений».

Также сотрудниками РЦПОМ издаются информационно-справочные пособия для абитуриентов нашей республики и большое количество методических пособий, например, «Активизирующие методики и технологии в профориентационной работе со старшеклассниками»(сост. Л.В. Луцевич, В.В. Лях, О.А. Тарасюк) и др.

Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи активно сотрудничает со СМИ. Так в программе «Адкрытая пляцоўка» Первого национального канала Белорусского радио работает еженедельная профориентационная рубрика «Профориентация», в подготовке которой принимают участие специалисты РЦПОМ. Также по инициативе и при информационной поддержке Центра выходит ежемесячный республиканский журнал «Кем быть?».

В Республиканском центре профессиональной ориентации молодежи функционирует 6 отделов:

Ø отдел организационно-методического обеспечения профориента-ционной работы;

Ø отдел социально-психологической поддержки различных категорий населения;

Ø отдел информационных технологий и автоматизации;

Ø отдел информационного обеспечения и профессионального просвещения;

Ø отдел профориентационной работы в г. Минске;

Ø отдел профориентационной работы в Минской области.

Отдел организационно-методического обеспечения профориента-ционной работы (ОМОПР) ведет деятельность по подготовке и внедрению в практику работы учреждений общего среднего образования, учебных заведений информациионно-справочных и методических материалов профориентационной тематики.

С целью оказания информационно-методической помощи педагоги-ческой общественности, повышения эффективности профориентационной работы в учреждениях образования специалисты отдела ОМОПР разрабатывают и проводят методические семинары профориентационной тематики для педагогов учреждений общего среднего образования, специалистов, занимающихся профориентационной работой. Отдел организует участие РЦПОМ в ежегодной республиканской выставке научно-методической литературы и педагогического опыта Министерства образования Республики Беларусь в Академии последипломного образования. Отделом также ведется работа по подготовке и размещению материалов профориентационной тематики в СМИ. С января 2010 года в отделе ОМОПР появилось новое направление деятельности — организация работы по подготовке и размещению информационно-методических материалов в республиканский ежемесячный журнал для старшеклассников, их родителей, педагогов «Кем быть?».

Отдел социально-психологической поддержки различных категорий населения. Специалисты отдела решают профессиональные задачи разработки и проведения тематических семинаров по актуальным проблемам профориентационной работы для педагогов-психологов, информируют различные категории населения, в том числе молодежь и безработных, об отраслях и видах производства, потребностях народного хозяйства региона в кадрах, содержании и перспективах развития профессий, формах и условиях их получения. Одной из приоритетных задач отдела является профессиональное консультирование учащихся и молодежи в возрасте от 18 до 30 лет. Для подростков, имеющих хронические заболевания или функциональные отклонения в состоянии здоровья, осуществляется подбор профессий и специальностей для профобучения в учреждениях профессионального образования различного уровня с учетом состояния здоровья.

Сотрудники отдела внедряют в практику профориентационной работы проведение групповых справочно-информационных и профдиаг-ностических консультаций, оказывают помощь в профессиональном самоопределении учащимся школ через проведение тренинговых профориентационных занятий «Семь шагов в выборе профессии».

Отдел информационных технологий и автоматизации (ИТА) осуществляетразработку прикладного программного обеспечения профориентационной направленности; ведение научно-методической работы, участие во внедрении результатов научных исследований, новейших программных средств в практическую работу по профориентации; развитие, поддержку в актуальном и рабочем состоянии официального сайта РЦПОМ и др. Основное направление деятельности — самостоятельная разработка программных продуктов профориентационной направленности.

Специалистами данного отдела разработан программный комплекс по сопровождению профессионального становления личности.В данный комплекс входят следующие программные продукты:

· пакет психодиагностических методик «Профиль»;

· программа «Электронная профориентационная карта учащегося»;

· электронная анкета «Изучение профессиональных намерений учащихся выпускных классов».

В 2009 году в результате многолетней совместной работы cпециалистов большинства отделов разработан программно-информаци-онный комплекс «Самоопределение», целью которого является оказа­ние профдиагностической, информационной, справочной помощи молодым людям в период ответственного выбора. Комплекс призван помочь молодому человеку самостоятельно определиться с выбором профессии, учебно­го заведения и профиля обучения либо, по крайней мере, задать направление, вектор профессиональной реализации. Данный про­граммный продукт обеспечивает своего рода виртуальную индивидуальную профконсультацию, нацеленную на дальнейшее освоение учащимися методов самоанализа и профессио­нального планирования.

Комплекс может использоваться специа­листами по профориентации при проведении информационно-справочных консультаций.

В состав комплекса входят:

• профдиагностические методики (тесты);

• банк профессиограмм;

• база данных специальностей учебных заведений Республики Беларусь.

Основные функции программно-информационного комплекса «Самоопределение»:

• экспресс-тестирование учащихся с целью выявления профессиональных интересов и склонностей;

• подбор специальностей (профессий), оптимально соответству-ющих результатам тестирования. Программа подбирает профессии из базы данных специальностей учебных заведений Республики Беларусь в соответствии с алгоритмом, разработанным специалистами РЦПОМ;

• просмотр описаний профессий (профессиограмм), которые представляются в виде текстовых файлов и видеороликов;

• доступ к информационно-справочным ресурсам базы данных учебных заведений Республики Беларусь «Путеводитель по cпециаль-ностям»;

• накопление, хранение, поиск в базе данных информации об оптантах для последующего использования. Вывод на печать результатов работы.

Применение комплекса «Самоопредение» призван индивидуали-зировать и дифференцировать процесс самоопределения, помочь учащим-ся принимать оптимальные решения при выборе профессионального пути.

Специалистами отдела также разработана программа «ПрофНавигатор», которая применяется в ходе индивидуальных профконсультаций в РЦПОМ. Информация, поступающая из всех учебных заведений об имеющихся специальностях, условиях приема и обучения сохраняется в базе данных. Учащийся может обратиться к базе данных специальностей учебных заведений, выбрать из списка ту специальность вуза, ссуза или ПТУ, на которую он планирует поступать.

Сотрудниками отдела разработана программа «Актуализация электронной версии тестирования обратившихся граждан для осуществления профессионального отбора, определения профессио-нальных намерений». Пользователь «администратор» имеет возможность управлять базой анкет, просма­тривать, редактировать либо удалять записи. По результатам анкетирования возможно автоматизированное составление отчётов. Сведения в отчётах группируются по районам, учебным учреждениям и классам. Информа­ция отображается отдельно для учащихся, определившихся и не определившихся с выбором профессии. В отчётах отображает­ся рейтинг вузов, ссузов, птузов, в которые планируют поступать анкетируемые школь­ники. Подсчёт результатов предусмотрен как в абсолютных цифрах, так и в процентном соотношении. Отчёты можно сохранять в электронном виде либо выводить на печать. Ценность этой программы состоит ещё и в том, что она позволяет соединить анкетные данные из отдельных учебных учреждений для генерации общего отчёта по региону

Также сотрудники отдела ИТА обеспечивают работу сайта Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи – http://rcpom.edu.by , где pазмещены и постоянно обновляются:

• новости Центра;

• информационно-справочные материалы (о вступительной кампа-нии, днях открытых дверей, учебных заведениях г. Минска и республики);

• методические разработки, статьи сотрудников РЦПОМ;

• информационные бюллетени, посвящённые различным аспектам профориентационной работы;

• план основных мероприятий Центра;

• контактная информация.

Специалисты отдела поддерживают информацию в актуальном состоянии, разрабатывают стиль оформления, размещают и постоянно обновляют новости, информационно-справочные материалы, методические разработки, статьи, ответы на вопросы посетителей «Гостевой книги» и другую интересную и полезную информацию.

Кроме того, специалисты Центра постоянно обновляют страницу «Профориентация» на сайте Миноблисполкома – minsk-region.edu.by

В РЦПОМ применяется программное средство «Электронный каталог методических разработок», которое дает возможность систематизировать, классифицировать профориентационные методические материалы специалистов. С целью автоматизации работы библиотеки Центра применяется собственная программная разработка «Библиотека».

Отдел информационного обеспечения и профессионального просвещения осуществляетсбор, систематизацию, анализ, оценку и обобщение информационных и методических материалов по профориентации, поступающих от учреждений высшего, среднего специального и профессионально-технического образования г. Минска и в целом республики. Ежегодно на основании информации об учебных заведениях, собранной специалистами отдела, издаются справочно-информационные сборники для поступающих в учебные заведения нашей страны. Также специалистами осуществляется сбор информации о проведении дней открытых дверей учебными заведениями города, о подготовительных курсах в учреждениях высшего и среднего специального образования г. Минска, о рейтингах специальностей в учебных заведениях, о вторичной занятости молодежи, также создается путеводитель по специальностям учреждений высшего и среднего специального образования Республики Беларусь, учреждений профессионально-технического образования г. Минска и Минской области.

Отдел профориентационной работы в г. Минске и отдел профориентационной работы в Минской области имеют задачуоказать практическую помощь в профессиональном самоопределении учащимся учреждений общего среднего образования г. Минска и Минской области. Специалисты отдела информируют учащихся выпускных классов, их родителей, педагогов о профессиях, востребованных на рынке труда, путях получения образования, условиях приема в учреждения образования, правилах выбора профессии.

Сотрудники отдела оказывают содействие всем заинтересованным организациям в проведении профориентационных мероприятий с молодежью, консультируют педагогов психологов, педагогов социальных, классных руководителей и других специалистов по различным аспектам профориентационной работы, передают информационно-методические материалы.

В целях профориентации учащихся сотрудники СППС школ нашей республики используют комплекс программ, разработанный специалистами Республиканского Центра профессиональной ориентации молодежи, который оптимизирует профориентационную работу. В данный комплекс в условиях школы входят следующие программные продукты:

ü пакет психодиагностических методик «Про­филь»;

ü электронная профориентационная карта уча­щегося;

ü электронная анкета «Изучение профессио­нальных намерений учащихся»;

ü программно-методический комплекс «Путь в профессию», который знакомит учащихся с миром профессий, помогает определить­ся с выбором, углубляет профессиональ­ные представления ребят по выбранной профессии.

В состав комплекса входит приложение «Моя карьера», созданное в помощь молодёжи для пла­нирования успешной карьеры (табл.). Данный комплекс включает вопросы планирования карье­ры, трудоустройства, поиска работы, знакомит с принципами составления резюме, а также законо­дательством Республики Беларусь в области трудо­устройства, регулирования труда молодёжи.

 

Использование информационных технологий в целях профориентации молодёжи

 

Классы Вид деятельности Используемое информационное оборудование
IX классы Диагностика профессиональных намерений и предпочтений (профдиагностические ме­тодики — «ДДО», «Карта интересов» — 144 вопроса). Подбор подходящих по результатам тестиро­вания профессий. Просмотр профессиограмм. Выбор информации об учебных заведениях ПИК «Самоопределение» в рамках курса «Основы выбора профессии» в течение всего года
X классы Знакомство с профессиями. Изучение личностных особенностей, склон­ностей с целью грамотного выбора профес­сии Диск «Путь в профессию». Использование папок «Профес-сиограммы» (Раз­делы: «Человек», «Образ», «Природа», «Техника», «Знак»), «Справочник» (в течение всего года по установленному графику)
XI классы Диагностика профессиональных намерений. Выбор профессии. Поиск учебного заведения, определение спе­циальности в соответствии с предпочтения­ми, склонностями и интересами Диск «Путь в профессию». Продолжение просмотра профессиограм, знакомство с профессиями. Использование пакета психодиагностических мето­дик «Профиль». Работа с папкой «Карьера» — целеполагание, со­ставление резюме и т. д. (1-ое полугодие)

 

Социально-педагогическая и психологическая практика профориентационой работы подтверждает, что программные разработки Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи помогают оптимизировать работу педагогов социальных, педагогов-психологов СППС и классных руководителей школ, повышают эффективность профориентационного процесса в школе.