Стандартизация на предприятии

Классификация и кодирование

Роль и место национальной стандартизации в системе технического регулирования.

Правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартов организаций.

Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента.

Технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов, с учетом положений закона «О техническом регулировании».

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.

О разработке проекта технического: регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, в отношении чего будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента. В уведомлении должна также содержаться информация о способе ознакомления с проектом технического регламента и приема в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и включать в себя информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в письменной форме. Со дня опубликования уведомления завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лица для ознакомления.

Внесение субъектом права закона дательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов

обоснование необходимости федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений действующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента;

финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте;

документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента

документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента

перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте с приложением указанных документов, направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми.

Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Порядок опубликования таких заключений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В случае несоответствия технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительство Российской Федерации обязано (в том же порядке)т начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.

В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент Российской Федерации вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

Технический регламент может быть также принят международным договором (в том числе договором с государствами — участниками Содружества Независимых Государств), подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

До вступления в силу федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте.

Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте, подготовленный к рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации, не позднее, чем за месяц до его рассмотрения направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию.

Проект принимается на Заседании Правительства Российской Федерации с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию.

Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее, чем за месяц до его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации. Порядок опубликования указанного проекта постановления устанавливается Правительством Российской Федерации.

Со дня вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента Российской федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, утрачивает силу.

 

Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Уведомление о разработке национального стандарта должно содержать информацию об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лице с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

Уведомление о завершении письменного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта;

На основании полученных документов и с учетом результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта и направляет его одновременно с указанными документами и результатами экспертизы в национальный орган по стандартизации.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В ст. 17 Закона установлено, что стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей стандар­тизации, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных облас­тях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателям

 

С вступлением в силу Федерального закона «О тех­ническом регулировании» изменяется статус Государственных стандартов. Из основного инструмента государственно­го технического регулирования они трансформируются в российские национальные стандарты — признанные обществом, но добровольные для применения техни­ческие правила, которые способствуют соблюдению обязательных требований, устанавливаемых в техни­ческих регламентах.

Опыт стран, применяю­щих добровольные стандарты, показывает, что роль государства при этом отнюдь не уменьшается. Напри­мер, в Меморандуме о взаимопонимании между пра­вительством Великобритании и Британской организа­цией по стандартизации (BSI) от 20 июня 2002 года заявлено: правительство и BSI считают, что разработка и распространение национальных стандартов имеют государственное значение, поскольку другие норма­тивные документы по стандартизации (например, кор­поративные технические условия) в меньшей степени отвечают интересам всех сторон, в частности, потре­бителей. А так как для устранения проблем, связанных с рынком, нужна достаточно жесткая государственная политика, именно стандартизация, совмещаемая с за­конодательством, может обеспечить более эффек­тивное техническое регулирование на государствен­ном уровне.

В целях обеспечения целенаправленной государ­ственной политики в области стандартизации в нашей стране планируется создать национальную систему стандартизации, обеспечивающую при разработке и применении национальных стандартов баланс инте­ресов органов государственного управления, субъек­тов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.

В числе государственных приоритетов в области стандартизации можно назвать следующие: коорди­нация и обеспечение целостности системы, обес­печение разработки общепромышленных и базо­вых стандартов, создание доказательной базы для подтверждения требований технических регламен­тов, обеспечение безопасности потребителей и ра­ботников, решение экологических проблем, инно­вационная деятельность (разработка и внедрение критических технологий), борьба с фальсификаци­ей продукции и т.д. Использование государством национальных стандартов в федеральных програм­мах, в том числе при закупках для государственных нужд, постоянная поддержка статуса этих докумен­тов — действия, являющиеся обычной практикой в экономически развитых странах, и они должны стать нормой и в России.

Существует ряд международных документов, устанавливающих принципы взаимосвязи стандар­тов и технических регламентов. В Рекомендациях ЕЭК ООН относительно политики в области стан­дартизации установлено, что правительствам стран — членов ЕЭК следует, по возможности, в законодательных документах ссылаться на нацио­нальные и региональные или, что предпочтитель­но, на международные стандарты, если таковые существуют, и поощрять применение метода «ссылок на стандарты», основываясь на принципах Руководства ИСО/МЭК 1 5.

Метод «ссылок на стандарты» имеет то преиму­щество, что его применение способствует устране­нию барьеров в торговле, упрощению и ускорению законодательной деятельности и процедуры внесе­ния изменений в документы с учетом технического прогресса, а также снижению связанных с этим за­трат.

В Европейском Союзе тон задают возведенные в ранг закона, во-первых, директивы так называемого «нового подхода» (применяется в странах Европейского союза с 1985г.), которые в общем виде устанавливают существенные требования к продукции. Существенные требования — требования ди­ректив нового подхода, четко и точно формули­рующие окончательный результат и в то же вре­мя не устанавливающие пути реализации или способы достижения этого результата, В директивах «нового подхода» нет каких-либо норм, характеристик, ибо последние содер­жатся в стандартах. Под действие этих ди­ректив (а их на сегодня насчитывается 22) подпадает приблизительно 20% продукции, характеризуемой «физическими» свойства­ми: телекоммуникационное и низковольтное оборудование, медицинская техника, маши­ны и механизмы, средства индивидуальной защиты и т.п.

Во-вторых, 22 тыс. директив «старого подхода», которые распространяются на 30% продукции, характеризуемой «химиче­скими» свойствами: химические изделия, продукты питания, автомобили, тракторы, фармацевтика и т.д. Но если «новые» дирек­тивы — это практически чистой воды декла­рирование, то «старые» — это обязательные требования, выполнение которых контроли­руют органы государственного надзора и контроля. Кроме того, примерно 25% про­дукции подпадает под национальное законо­дательство, и только оставшаяся часть вооб­ще никак не регулируется. Короче, 75% про­дукции, вращающейся на европейском рын­ке, так или иначе, подпадает под техническое регулирование.

Важно подчеркнуть: в директивах «нового подхода» — и это их основная особенность — есть запись о том, что Европейский Союз публикует перечень стандартов, служащих доказательной базой выполнения требова­ний директив, Что за этим стоит? Если про­изводитель выполняет изложенные в добро­вольных (!) стандартах технические условия, отвечающие основным требованиям дирек­тив, ему не о чем беспокоиться — никто не будет требовать у него подтверждения соот­ветствия продукции существенным требова­ниям. В противном случае на производителе лежит обязанность доказать, что его продук­ция соответствует существенным требова­ниям директив.

Государство как законодатель издает нормативные акты в сферах, которые за последние годы приобре­ли в экономически развитых странах общенацио­нальное значение: охрана жизни и здоровья населе­ния, обеспечение безопасности продукции, защита среды обитания. Перечни стандартов, обеспечиваю­щих соответствие требованиям директив (норматив­ных актов), публикуются в Официальном журнале Ев­ропейской комиссии. В случае отсутствия таких стандартов их разработка поручается национальным органам по стандартизации с учетом существенных требований нормативных актов — технических рег­ламентов. В Официальном журнале Европейской ко­миссии опубликован перечень, включающий в себя 2233 европейских стандарта, отвечающих требова­ниям 22 европейских директив (например, 700 стан­дартов подпадают под действие Директивы по низко­вольтной аппаратуре, 400 стандартов - под действие Директивы по обеспечению безопасности машин и оборудования).

Во Франции действует стандарт FD ХОО-003 «Нормативная ссылка в регламенте. Типы ссылок и перечень обязательных для применения стандартов» (2001 г.), который устанавливает положения об обязательных стандартах и о нормативных ссылках на них в регламентах. Эти ссылки могут быть жестки­ми — с указанием ссылочного номера и даты введе­ния стандарта в действие, плавающими — без указа­ния даты и с общими ссылками на действующие стандарты, частичными — с указанием обязательно­го для применения пункта стандарта. В результате ряд французских стандартов фактически приобрел статус обязательных. В стандарте FD ХОО-003 при­веден действующий перечень ссылок с указанием конкретных технических регламентов и стандартов.

Национальный институт стандартов США (NIST) включил в Свод федеральных регламентов более 9000 ссылок на стандарты.

Метод «ссылки на стандарты» стал, по существу, единственным выходом в тех случаях, когда возника­ет необходимость ежегодного многократного внесе­ния изменений в законодательные акты, ведь эта про­цедура является очень длительной и дорогостоящей.

В ближайшие годы российскому обществу пред­стоит решить принципиально новую задачу форми­рования технического законодательства, и для этого необходимо использовать опыт, накоплен­ный другими странами, особенно основными торго­выми партнерами России. Крайне важно также, сокращая в целом техни­ческие барьеры в торговле, не создавать новых, еще более жестких, когда конкретные технические тре­бования включаются в федеральные законы.

 

Решение проблемы информации по вопросам продукции, услуг, маркетинга и движения продукции на рынках по опыту развитых стран тесно связано с разработкой классификаторов продукции и других объектов.

Классификация — это процесс распределения заданного множества объектов в соответствии с принятой системой классификации.

Система классификации — совокупность правил и результат распределения заданного множества объектов на подмножества в соответствии с установленными признаками сходства или различия этих объектов.

Кодирование — это процесс присвоения кодового обозначения объекту.

Система кодирования - совокупность правил, определяющих систему знаков и порядок их использования для предоставления, передачи, обработки и хранения информации.

Федеральный закон Российской Федерации «О техничес­ком регулировании» (ст. 15, п. З) определяет, что общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (общероссийские классификаторы) — нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информа­цию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и инфор­мационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Классификационная группировка - это множество, объединяющее часть объектов классификации по одному или нескольким признакам, предусмотренным системой классификации. Все множество продукции подразделено на 100 классов, каждый класс на 10 подклассов, каждый подкласс на 10 групп, каждая группа на 10 подгрупп и каждая подгруппа на 10 видов.

В настоящее время находят применение более 30 различных классификаторов, из которых наиболее применяемы следующие:

ОКП — общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции;

Структура кода ОКП имеет следующий вид:

СОАТО — система обозначений объектов административно-территориального деления и населенных пунктов;

ОКОНХ - общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства;

ОКПО - общероссийский классификатор предприятий и организаций;

ОКТЭП - общероссийский классификатор технико-экономических показателей.

Классификация и кодирование являются первичным, но абсолютно необходимым элементом в проведении работ по стандартизации.

 

В табл. 1 приведен пример кодов по ОКП.

 

 

Технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, являющийся государственным информационным ресурсом.

Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

 

Правильное использование возможностей стандартизации на предприятии позволяет повысить эффективность его функционирования. При этом основными составляющими экономического эффекта на конкретном предприятии являются:

• снижение себестоимости производства стандартной продукции;

• увеличение продажной цены единицы изделия вследствие повышения его качества;

• рост объема сбыта продукции в результате увеличения спроса на стандартные и более качественные изделия;

• уменьшение количества необходимых средств предприятия (как основных, так и оборотных) из-за сокращения длительности производственного цикла и более интенсивного использования оборудования при выпуске стандартной продукции.

По оценкам экспертов, благодаря стандартизации себестоимость продукции машиностроения снижается на 10-15%, причем затраты на содержание заводской службы стандартизации составляют всего 0,5% стоимости продукции.

Объем работ по стандартизации зависит от:

• масштабов производства и кооперирования;

• номенклатуры и сложности выпускаемой продукции, степени ее новизны и интенсивности изменения;

• статуса службы стандартизации предприятия и возлагаемых на нее задач.

К основным задачам службы стандартизации предприятия в наиболее общем случае относятся:

• ведение (хранение и актуализация) фонда нормативно-технической документации предприятия;

• разработка технических условий на выпускаемую продукцию;

• экспертиза и согласование проектов нормативно-технических документов, поступающих на предприятие со стороны;

• разработка необходимых стандартов предприятия;

Умелое использование возможностей стандартизации руководителями отечественных предприятий может послужить хорошей предпосылкой для создания на них более эффективных систем управления качеством продукции.

Если работы по стандартизации на конкретном предприятии непосредственно направлены на повышение качества продукции, то затраты на их проведение первоначально выше ожидаемых результатов. Однако в дальнейшем на продукцию повышенного качества растет спрос потребителей и она может быть реализована по значительно более высоким ценам. Таким образом, рост объемов поступлений от продаж может не только компенсировать дополнительные затраты предприятия на улучшение качества, но и обеспечить в будущем более высокую прибыль по сравнению с той, которую давала продукция, выпускавшаяся ранее.

Если проводимые на предприятии работы по стандартизации не меняют качество выпускаемой продукции, то затраты на их проведение перекрываются получаемой в рамках предприятия экономией сырья, материалов, времени, трудовых и финансовых ресурсов. Так, например, в результате проведения работ по унификации сырья и материалов сокращаются их типоразмеры в запасах предприятия, снижается уровень самих запасов, значительно сокращаются необходимые складские площади, улучшается материально-техническое снабжение, наблюдается экономия оборотных средств, ускорение их оборачиваемости и т.п. Все это, в свою очередь, положительно влияет на издержки производства и обеспечивает рост прибыли предприятия.