Методика организации взаимодействия с одаренными учащимися в учебно-воспитательном процессе.

При работе с одаренными детьми целесообразно опираться на следующие методические подходы:

1. Отбор среди различных систем обучения тех форм, методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мыш­ления, инициативности и творчества, применение этих форм, ме­тодов и приемов с опорой на такие правила, как:

• соотносить количество предоставляемой информации и уровень развития умений ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);

• минимальное количество времени сообщать информацию или показывать конкретные способы выполнения учебных заданий, а больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы са­мим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли выводу, оценке, решению);

• не стремиться прореагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, лишь показывая, что ответ принимается (такое поведение способствует тому, что ученики больше начинают взаимодействовать друг с другом, чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников, тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя).

2. Формирование умения учиться как базисной способности
саморазвития и самоизменения
(умения выделять учебную задачу,
организовывать свою деятельность во времени, распределять свое
внимание и т.д.). Умения учиться связаны с таким понятием как обучаемость. На этой основе особое внимание в работе с одаренными детьми (прежде всего, интеллектуально одаренными) нужно уделять развитию следующих компонентов обучаемости:

• обобщенность мыслительной деятельности — ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале;

• осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;

• гибкость мыслительной деятельности;

• устойчивость мыслительной деятельности;

• самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи.

3. Обеспечение и сохранение психического здоровья детей как необходимого условия успешности любой деятельности:

• забота о сохранении здоровья (полноценном функционирова­нии нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умствен­ного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей);

• сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности;

• организация предметно-развивающей среды, стимулирующей любозна-тельность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворе­ния;

• стратегия ускорения обучения одаренных детей, допускаю­щая возможность системы экстерната и перешагивания через класс по отдельным предметам при наличии решения психолого-педагогического совета.

4. Комплексное и разностороннее развитие способностей одаренного ребенка:

• многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается ребенок;

• развитие общих способностей через творческие, содержательные, занимательные уроки, которые вызывают активность, интерес, обеспечивают самостоятельность мышления, развитие творческого потенциала учащегося;

• развитие специальных способностей одаренных детей, как через систему уроков, так и внеклассных форм работы (предметных кружков, викторин, конкурсов и т.д.), дополняющих и развивающих классно-урочную деятельность учащихся;

• разработка и систематическое использование комплекса упражнений, нацеленных на деятельность ученика в зоне оптимальной трудности (в зоне потенциального развития по Л.С. Выготскому);

• поддержание интереса к учебной деятельности через стимулирующую мотивацию (превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность для ученика).

5. «Мягкое соревнование» учащихся на уроке. Реализуется в соответствии со следующими правилами:

• групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;

• соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.;

• команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников (возможность раскрыться детям со скрытой одаренностью). Критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.

6. Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться одаренным детям общаться в группе (классе). Сотрудничество учит взаимопониманию, развивает способности к лидерству, позволяет менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.

7. Неоценимая деятельность. Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими. Формирование системы приобретенных учебных мотивов, в которых отметка является не главным мотивом учебной деятельности, а только средством обратной связи учителя и ученика при оценива­нии работы последнего.

8. Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:

· тематический контроль знаний в рамках учебной и внеучебной деятельности;

· контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах и творческих работах разного уровня;

9. Поощрение и стимулирование одаренных детей. Это может быть в виде:

· публикации в СМИ;

· премии администрации ОУ «Ученик года»;

· увеличения каникулярного времени;

· стенда «Лучшие ученики школы»;

· системы поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета и региона (организация экскурсионных туров).

Таким образом, определяющим условием развития детской одаренности в учреждении образования является такая обстановка, когда творчество пронизывает всю жизнь школьников. Эта обстановка создается не только за счет реализации названных выше методически подходов, но и на основе применения в учебном процессе различных образовательных технологий.