Диагностика интеллектуальной, творческой и социальной одаренности детей.

Организация и содержание работы с одаренными школьниками в учреждении образования.

Организация и содержание работы с одаренными детьми подчинены следующей цели – создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных де­тей, их самореализации, профессионального самоопреде-ления в соот­ветствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.

Работа с одаренными школьниками предполагает решение задач:

ü разработка научно-методической базы, диагностических и дидактических материалов для выявления, развития способностей и образования одаренных детей;

ü осуществление организационных мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми;

ü ознакомление педагогических работников с современным состоянием проблемы детской одаренности, новейшими подходами к ней и методами диагностики работы с одаренными детьми;

ü создание соответствующих условий, учебно-методической базы для работы с одаренными детьми;

ü обеспечение социальной, правовой и психологической поддержки одаренных детей.

Работа с одарёнными детьми организуется по следующим направлениям:

1. Диагностическое направление – проведение диагностики одаренных детей, создание в учреждении банка данных «Одаренные дети».

2. Информационное направление – привлечение внимания педагогической обще­ственности к проблемам одаренных детей, создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

3. Кадровое направление – повышение квалификации педаго­гов и оказание им информационной и методической помощи, создание усло­вий для применения новых педагогических технологий.

4. Просветительское направление – психолого-педагогическое просвещение родителей одаренных детей по вопросам межличностного общения, применения методов воспитания, организации жизнедея-тельности ребенка и т.д.

5. Развивающее направление – вовлечение одаренных учащихся в различные виды деятельности, а именно:

– научно-практическая (экспериментальная) деятельность;

– интеллектуальная деятельность;

– художественно-творческая деятельность;

– самопознание и саморегуляция эмоциональной сферы;

– спортивно-оздоровительная деятельность.

6. Координационное направление – обеспечение со стороны администрации контроля и анализа осуществляемой деятельности. С целью реализации этого направления работы администрация школы использует представленный ниже алгоритм последовательных действий, который позволяет оперативно организовать такую деятельность и целенаправленно контролировать ход выполнения этапных мероприятий:

Ø Определение каналов выявления одаренных детей в школе (анкетирование, опросники, педагогические наблюдения, анализ итогов учебной деятельности, обученности).

Ø Организация работы членов СППС по формированию и проведению диагностических методик с целью определения у учащихся различных видов одаренности (интеллектуальная, академическая, художественная, креативная, коммуникативная, физическая).

Ø Составление (уточнение) имеющейся в учебном заведении базы данных талантливых и способных детей.

Ø Контроль качества распределения одаренных школьников в рамках факультативных занятий, проводимых за счет компонента учреждения образования, кружков, платных образовательных услуг.

Ø Создание годового перечня конкурсов, турниров, олимпиад, фестивалей различных уровней, в которых могут принять участие учащиеся в соответствии со своими склонностями и способностями.

Ø Организация работы постоянно действующего психолого-педагогического семинара для педагогов по вопросам особенностей работы с одаренными учащимися.

Ø Конкретизация направлений мониторинга качества организации работы с одаренными школьниками.

Ø Создание научных обществ учеников и педагогов.

Ø Конкретизация мероприятий планов работы методических объединений учителей-предметников по вопросам детской одаренности.

Ø Введение в систему морально-материального стимулирования педагогов критериев, отражающих вопросы качества работы с талантливыми учащимися.

Ø Контроль качества разработки педагогами-предметниками индивидуальных планов работы с учащимися, входящими в контингент одаренных детей городского (областного, районного) банка данных об одаренных детях.

Ø Организация внутришкольного конкурса (конференции, турнира и т.д.) исследовательской (академической) направленности. Разработка памятной атрибутики, сопровождающей процесс подведения итогов конкурса.

Ø Организация тренинговых занятий специалистами СППС по подготовке школьников к участию в олимпиадах, конкурсах, турнирах, соревнованиях различных уровней.

Ø Осуществление финансовой поддержки педагогов, работающих с одаренными детьми и имеющих достижения по этому направлению деятельности.

Ø Организация работы с одаренными учащимися в каникулярное время.

Ø Организация поощрительных поездок и экскурсий для школьников, показавших высокие результаты в конкурсных мероприятиях различных уровней.

Ø Создание информационно-демонстрационного пространства учебного заведения, отражающего работу с одаренными школьниками.

Ø Определение лиц, ответственных за отражение результатов работы с одаренными детьми в средствах массовой информации.

Ø Определение вида мероприятия, подводящего результаты самореализации одаренных детей за период учебного года.

Работа с одаренными детьми в учреждении образования осуществляется по специально разработанной для этого программе. Такая программа может иметь примерно следующее содержание:

1. Выявление одаренных детей

1.1. Проведение диагностики на школьном уровне.

1.2. Создание и ежегодная актуализация школьного банка данных об одаренных детях.

1.3. Разработка системы «портфолио», учитывающей достижения учащихся в различных сферах учебной деятельности и дополнительного образования.

2. Образование и развитие способностей одаренных детей

2.1. Разработка и введение в школе учебных программ и планов для углубленного изучения отдельных предметов, для преподавания курсов по выбору и элективных курсов, факультативных и кружковых занятий для одаренных учащихся, разноуровневых дидактических материалов.

2.2. Внедрение и совершенствование личностно-ориентированной системы образования.

2.3. Внедрение новых активных методов обучения, индивидуальных форм обучения одаренных детей.

3. Подготовка методической и информационной базы для работы с одаренными детьми

3.1. Разработка и внедрение методик диагностики одаренности ребенка в разных возрастах.

3.2. Разработка развивающих материалов для работы с одаренными детьми.

4. Подготовка родителей одаренных детей к взаимодействию с образовательным учреждением

4.1. Разработка информационных блоков для родителей детей разного возраста, подготовка видеоматериалов, компьютерных сайтов.

4.2. Организация родительского всеобуча по проблемам раннего выявления и развития одаренности в условиях семьи, взаимодействия семьи и школы в решении этой проблемы.

4.3. Поддержка создания в школе организационных мероприятий с одаренными детьми, привлечение их родителей для участия в различных областях образования и развития.

5. Подготовка кадров для работы с одаренными детьми

5.1. Создание условий обучения педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

5.2. Участие педагогов в городских, областных семинарах, целевых краткосрочных курсах по проблеме работы с одарёнными детьми.

Немаловажным аспектом реализации такой программы является ее финансовое обеспечение, так как необходимо адекватное моральное и материальное поощрение творческой деятельности ученика и учителя (например, награждение победителей олимпиад по решению педагоги-ческого совета учреждения денежными премиями и подарками и др.).

В целом, анализ школьной практики показывает, что программа работы с одаренным ребенком включает обычно следующие этапы:

1) диагностический (педагогическая и психологическая диагностика, специальная (углубленная) диагностика);

2) информационно-подготовительный (создание банка информации по работе с одаренными детьми, подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности, определение функций каждого субъекта педагогического процесса в работе с одаренными учащимися, разработка индивидуальной программы развития для каждого одаренного школьника, разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка;

3) развивающий (дифференциация и индивидуализация обучения, организация и проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми различными специалистами и педагогами по индивидуальному плану, осуществление мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, организация различных мероприятий для одаренных детей с включением в них всех субъектов педагогического процесса учреждения образования – конкурсы, олимпиады, фестивали и т.д.).

Далее рассмотрим работу с одаренными детьми в соответствии с выделенными этапами.

 

В психологии проблема диагностики одаренности традиционно рассматривается на двух уровнях: теоретическом и методическом (психометрическом). Условно эти уровни можно обозначить как «теоретический» и «методический». Первый уровень (теоретический) предполагает определение кон­цепции одаренности, выяснение вопроса о том, кого и по каким кри­териям можно отнести к одаренным. Второй уровень (методический) предполагает разработку в соответствии с принятой концепцией самих диагностических процедур – методик, позволяющих идентифициро­вать одаренных.

У данной проблемы есть важный, с точки зре­ния образовательной практики, аспект. Известно, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике в разных условиях может показывать разные результаты. Это посто­янно встречающееся явление нередко склонны приписывать либо неправильно сформулированной концепции одаренности, либо не­совершенству разработанных в соответствии с ней психометриче­ских методик. В этом отношении следует отметить, что эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномомент­ного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на по­степенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе обучения их по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

С учетом вышеуказанного могут быть сформулированы следую­щие принципы выявления одаренных детей:

• комплексный характер оценивания разных сторон поведения и дея-тельности ребенка, что позволит использовать различные ис­точники ин-формации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

• длительность идентификации (развернутое во времени наблю­дение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

• анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение в специально организованные предметно-игровые за­нятия, вовлечение в различные формы соответствующей деятель­ности и т.д.);

• использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать ти­пичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.;

• подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: спе­циалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, философов, шахматистов, ин­женеров и др.);

• оценка признаков одаренности ребенка по отноше­нию к актуаль-ному уровню его психического развития и с уче­том зоны ближайшего раз-вития (на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для этого ребенка индивидуальной траектории обучения);

• преимущественная опора на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятель­ности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родите­лей, естественный эксперимент.

Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет семь диагностических этапов:

· выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;

· изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений, сведений о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;

· оценка учащегося его сверстниками, сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости, и достижениях с помощью опросников;

· самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;

· оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости;

· психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.), творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.

Представления о детской одаренности и организационные под­ходы предполагают использование методик, ориентированных на выявление всех основных характеристик. Необходимо деление методик на комплексы для психологов, для родителей, для учителей, а также для самих детей.

Среди методик для психологов особую группу занимают методики диагностики интеллекта. В распо­ряжении современного психолога существует большое количество тестов, предназначенных для оценки интеллекта. Они отличаются между собой способом проведения (групповой, индивидуальный, компьютерный), а также количеством и характеристиками шкал, т.е. параметров, по которым происходит оценка интеллекта. Все же результаты, показываемые одним и тем же человеком по различным тестам, при условии их грамотного проведения оказываются доста­точно согласованными, что и позволяет утверждать, что измеряется одно и то же свойство — интеллект человека. Рассмотрим, как исследователь Л. Термен распределил IQ по уровням интеллекта.

Распределение IQ по уровням интеллекта

IQ % детей Характеристика уровня
160-169 0,03 Весьма превосходящий
150-159 0,2  
140-149 1,1  
130-139 3,1 Превосходящий
120-129 8,2  
110-119 18,1 Выше среднего
100-109 33,0 Нормальный или средний
90-99 23,0  
80-89 14,5 Ниже среднего

 

IQ является непрерывной величиной, поэтому вопрос о том, с какого уровня интеллекта ребенка считать одаренным, оказывается достаточно условным. Многие исследователи склонны считать, что умственно одаренным детям соответствуют превосходящий и весьма превосходящий уровни интеллектуального развития, тогда как Л. Терменом отбирались для изучения умственной одаренности дети с IQ=140 и выше.

Существуют различные тесты для определения интеллектуаль­ного развития. В нашем государстве нашел широкое применение невербальный тест «Прогрессив­ные матрицы» Дж. Равена.

Среди наиболее известных в международной практике стандартных интеллектуальных тестов можно отметить следующие:

· тест «Структуры интеллекта», разработанный немецким исследова­телем Р. Амтхауэром для применения от 13 до 61 года и адаптирован­ный в Эстонии для изучения интеллектуального развития учащихся младших классов;

· Шкала интеллекта Стенфорд – Бине. Разработана для тестирования детей, начиная с двухлетнего возраста. Направлена на получение показателя общего интеллектуального развития ребенка;

· Шкала интеллекта Векслера. Включает вербальные и невербальные субтесты;

· Интеллектуальный тест Слоссона. Составлен на основе данных о словарном запасе, вербальных и математических суждениях, памяти;

· Оценочная батарея тестов Кауфмана. Дает две глобальные оценки – умственных процессов и достижений;

· Шкала детских способностей Маккарти. Дает обобщенную оценку (общий когнитивный индекс) и пять субоценок (для вербальных, перцептивных, вычислительных и моторных способностей, памяти).

Российские ученые также внесли вклад в разработку методик диагностики интеллекта. Так, в 1987 году группа исследователей под руководством К.М. Гуревича издала «Школьный тест умственного развития» (ШТУР) для учащихся 6-8 классов, включающих специальные методики диа­гностики и коррекции.

С 90-х годов ХХ в. в лаборатории «Творческая одаренность» Психологического Института РАО под руководством А. М. Матюшкина проводилась работа по переводу и адаптации «Мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных детей», «Детского теста интеллектуальных способностей» (К. Рас­селл), «Теста интеллектуальных способностей» (Р. Кетелл) и др.

Одна из важнейших характеристик одаренности – креативность. Расположенность к творчеству — высшее про­явление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное, она может выступать в любой сфере человеческой деятельности. Вместе с тем креативность — это не то же самое, что высокий уровень интеллекта. Исследования показали, что оценка интеллекта традиционными методами (вычисление IQ) не позволяет непосредственно судить о творческих возможностях. Высказывают­ся предположения о существовании некоторого «порогового уровня IQ», ниже которого невозможны творческие свершения (по крайней мере, в сфере науки и техники).

Существует много тестов, специально направленных на вы­явление творческих возможностей. В их основе — выявление спо­собностей испытуемого находить новые подходы к предлагаемой ситуации, например, создать необычный рисунок по заданным эле­ментам или изобретательно выполнить словесное задание. Для оценки креативности разработаны специальные тесты, наибо­лее известные из которых — тесты Гилфорда, Торренса и Медника, «Опросник креативности» Джонсона и др.

В отличие от заданий Дж. Гилфорда наибольшую популярность в нашей стране приобрели Миннесотские тесты творческого мыш­ления, разработанные П. Торренсом (МТТМ). Создавая специальные программы стимуляции креативности, П. Торренс подбирал задачи таким образом, чтобы они оказались чувствитель­ными к основным творческим операциям (обостренное восприятие недостающих элементов, ощущение трудностей, поиск решений в разных направлениях, формулирование гипотез относительно не­достающих элементов, проверка и перепроверка гипотез, возмож­ность их усовершенствования и сообщение результатов).

Широкое при­менение тесты Торренса нашли в практике образования во всем мире. Они используются при диагностическом исследовании развития одарен­ности ребенка; при разработке индивидуальных программ обучения в школе; при оценке эффективности традиционных и новаторских про­грамм обучения; при разработке тренингов по креативности. МТТМ представляют собой задачи «открытого» типа с множе­ством решений, время выполнения которых ограничено. Они ис­пользуются обычно с 5 лет, во всех классах школы. Существует ин­дивидуальное (дошкольники и младшие школьники) и групповое (с 4 класса — небольшие группы по 15 человек, а с 5 класса допускаются группы по 30 человек) предъявление теста. Важная роль в условиях тестирования отводится созданию благоприятного психологическо­го климата и устранению стрессовых факторов. Процедура оценива­ния направлена на получение четырех количественных показателей («беглости», гибкости, оригинальности и креативности).

Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную (см. приложение 1) и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая – образное творческое мышление, третья – словесно-звуковое творческое мышление.

Несколько иная концепция лежит в основе разработанного С. Мед­ником теста RAT (тест отдаленных ассоциаций). В этом тесте ис­пытуемому предлагаются три слова из максимально удаленных ассоциа­тивных областей (см. приложение 2). Испытуемый должен предложить слово, увязанное по смыслу со всеми тремя словами. Причем тест строится так, чтобы каждые три слова-стимула имели слово-стереотип, сочетающееся с ними. Соответственно, оригинальность ответа будет определяться от­клонениями от стереотипа. Исходные слова могут быть трансформи­рованы грамматически, можно использовать предлоги.

Известна также методика Е.Е. Туник «Самооценка творческих способностей», методика Вартега «Круги», шкала Вильямса «Диагностика детской одаренности» и др.

Таким образом, творчество и интеллект не существуют в отрыве друг от друга. Реальные творческие достижения в большинстве обла­стей деятельности требуют повышенного интеллекта, хотя высокий уровень интеллекта может и не приводить к творческим проявле­ниям.

Ряд исследователей выделяют одаренность в сфере общения и связывают ее проявление с особым видом интеллекта. Его называют «социальный ин­теллект», «личностный интеллект». Однако термин «социальная одаренность» не является общепри­знанным. Для обозначения одаренности в сфере общения использу­ются многочисленные понятия: «социальные способности», «комму­никативные способности», «социальная одаренность» и др. Для определения социальной одаренности также существуют различные методики, например, методика Рене Жиля, позволяющая выявить лидерскую одаренность личности школьника; тесты на выявление лидерских качеств; методика «КОС-1» (авторы В.В. Синявский, В.А. Федорошин), позволяющая выявить коммуникативные и организаторские способности личности и др.

Существует также ряд методик, содержание которых позволяет одновременно выявлять характеристики учащихся, проявляемые в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской сферах. В числе таких методик «Шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников» (модификация Л.В. Лапиной теста Дж. Рензулли), методика «экспертная оценка общей детской одаренности» (модификация А.И. Савенковым методики американских психологов Д. Хаана и М. Каффа) и др. Рассмотрим в качестве примера диагностическую методику «Интеллектуальные и творческие способности личности», которая используется педагогами и родителями при первоначальном выявлении у детей нестандартных проявлений различных свойств психики.

Цель: определение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Перед Вами список качеств, степень выраженности которых нужно оценить у каждого ребенка по следующей уровневой системе:

Высокий уровень (5) – данное качество проявляется всегда и ярко.

Уровень выше среднего (4) – данное качество проявляются часто, но не всегда.

Средний уровень (3) – данное качество проявляется, но не ярко.

Уровень ниже среднего (2) – данное качество проявляется, но достаточно редко.

Низкий уровень (1) – данное качество не проявляется совсем.

Качества учащегося:

Память способность ребенка быстро запоминать и удерживать долгое время в памяти различную информацию.

Внимание способность ребенка быстро концентрироваться, настраиваться на деятельность и долгое время ею заниматься не отвлекаясь.

Способность к анализу и синтезу – способность ребенка быстро «раскладывать» предложенную информацию на составляющие части или, наоборот, из нескольких частей собирать целое (делать вывод).

Оригинальность мышления – способность ребенка выдвигать новые, нестандартные идеи, видеть необычное в обычном.

Продуктивность мышления – способность ребенка находить большое количество решений на любую поставленную перед ним проблему.

Перфекционизм (старательность) – стремление ребенка доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким стандартам.

Гибкость мышления – способность ребенка быстро изменять свое поведение, вносить коррективы в свою деятельность, в зависимости от изменившихся обстоятельств, объединять в своей деятельности знания и умения из различных областей жизни.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.