Категории и виды документов по стандартизации в переходный период.
Документы по стандартизации РФ.
До вступления в силу закона «О техническом регулировании» в РФ в зависимости от сферы деятельности выделялись следующие основные категории стандартов:
- стандарты РФ - ГОСТ Р;
- межгосударственные - ГОСТ;
- отраслевые - ОСТ;
- стандарты предприятий - СТП;
- технические условия - ТУ;
- стандарты технических обществ — СТО.
Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) - стандарт, утвержденный Госстандартом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации.
Стандарт предприятия (СТП) - стандарт, разработанный на продукцию, услугу или процесс по инициативе предприятия-поставщика (разработчика, изготовителя) и утвержденный им.
Стандарты могли рассматриваться как комплексы.
Комплекс стандартов - совокупность взаимосвязанных стандартов, объединенных общей целевой направленностью на нормативное обеспечение решения определенной научно-технической или социально-экономической проблемы и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. Например, ЕСКД, ЕСТД, ЕСДП, ЕСТПП, безопасность труда, охрана природы и др.
Технические условия (ТУ) - нормативный документ на конкретную продукцию или услугу, утвержденный предприятием-поставщиком и потребителем по взаимному согласию.
Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей (например стандарты ИСО, МЭК).
Межгосударственный стандарт (ГОСТ) - стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации и применяемый ими непосредственно. Эти стандарты относятся к региональным.
К государственным стандартам приравнивались классификаторы технико-экономической информации, государственная фармокопия, санитарные нормы и правила.
Понятно, что со вступлением в силу закона «О техническом регулировании» систему технического регулирования моментально изменить невозможно. Поэтому до тех пор, пока не будутразработаны и утверждены необходимые технические регламенты, все ранее действовавшие — постановления правительства и нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти остаются в силе. Но только в этот период. По истечении семи лет нормативно-правовые акты министерств и ведомств, а также обязательные положения государственных стандартов теряют свою силу, даже в том случае, если нет соответствующих технических регламентов.
После июня 2010 года нормативными документами в области стандартизации, используемыми на территории Российской Федерации, признаются только (ст. 13 Закона «О техническом регулировании»):
• национальные стандарты;
• технические регламенты
• правила стандартизации, нормы и рекомендации в области
стандартизации;
• применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
• стандарты организаций.
С вступлением в силу Федерального закона «О техническом регулировании» наступает новый этап развития стандартизации в России, который характеризуется изменением статуса стандартов. Государственные стандарты из основного инструмента государственного технического регулирования трансформируются в российские национальные стандарты — признанные обществом, но добровольные для применения технические правила, которые способствуют соблюдению обязательных требований, устанавливаемых в технических регламентах.
Технический регламент является новой категорией нормативных документов.Согласно закону— это документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В ст. 15 закона «О техническом регулировании» определено, что в национальную систему стандартизации входят также национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также правила их разработки и применения,