Введение

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг - важного аспекта многогранной деятельности предприятий. Овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде - стандартизация, метрология, сертификация, в настоящее время является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит и коммерческого успеха.

Стандарты содержат те «правила игры», которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления. Любое сложное техническое изделие массового производства во всех своих качествах является объектом стандартизации, как в нашей стране, так и за рубежом. Стандартизация решает проблемы взаимозаменяемости и совместимости, помогает организации производства, обеспечивает безопасность самого изделия и инфраструктуры, обслуживающей его эксплуатацию, охраняет природу от вредных воздействий. Сочетание относительно низкой стоимости и высокого качества продукции также можно обеспечить, повышая степень стандартизации составных частей изделий.

Например, в автомобильной промышленности сегодняшний фонд нормативных документов состоит более чем из 150 государственных стандартов, определяющих конструкцию автотранспортных средств, регламентирующих показатели безопасности, экологии, эргономики, надежности и экономичности, требования унификации, совместимости и взаимозаменяемости отдельных узлов, агрегатов и деталей, а также методы испытаний. Кроме того, фонд насчитывает свыше 300 действующих отраслевых стандартов, что связано с повышенными требованиями к изделиям общемашиностроительного применения, используемых в автомобилестроении.

Вопросы стандартизации непосредственно связаны с сертификацией продукции и услуг. Поставщику недостаточно строго следовать требованиям прогрессивных стандартов — надо подкреплять выпуск товара и оказание услуги сертификатом безопасности или качества. Наибольшее доверие у заказчиков и потребителей вызывает сертификат на систему качества. Он создает уверенность в стабильности качества, в достоверности и точности измеренных показателей качества, свидетельствует о высокой культуре процессов производства продукции и предоставляемых услуг.

Стабильность технологий производства обеспечивается в первую очередь его метрологической подготовкой и метрологическим обеспечением производства и испытаний готовой продукции. Соблюдение правил метрологии в различных сферах позволяет свести к минимуму материальные потери от недостоверных результатов измерений.

В соответствии с учебной программой по дисциплине "Стандартизация, метрология и сертификация" учебное пособие включает следующие основные вопросы: "Основы стандартизации. Основы метрологии. Основы сертификации. Нормативные документы и организация работ по стандартизации, обеспечению единства измерений и сертификации. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов, метрологических норм, правил обязательной и добровольной сертификации. Ответственность за нарушение требований нормативных документов. Шкалы, погрешности измерений, способы обнаружения и устранения ошибок измерения. Поверка: понятие, порядок проведения. Оценка и подтверждение соответствия: способы, отличительные особенности. Правила и порядок проведения сертификации товаров и услуг. Сертификация систем качества. Международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии и сертификации".

Необходимо отметить, что ответы на вопросы, освещаемые как в этом учебном пособии, так и в учебниках по данной дисциплине могут измениться и должны быть актуализированы, так как дисциплина связана с жизнью общества, издаются новые Законы РФ, отменяются и вводятся новые нормативно - технические документы и т.п.

Например, Правительством РФ утверждено в 2002 году Постановление № 287 "О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, и в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии"; 18 июня 2002 г. под № 43 Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) внесены изменения, а Минюстом РФ зарегистрировано (регистрационный № 3740) 27.08.2002 Постановление "О внесении изменений в "Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья".

Россия стремится стать членом Всемирной торговой организации (ВТО) и вынуждена вводить серьезные изменения в стандартизации и сертификации. Стандартизация должна соответствовать тому экономическому укладу, который она обслуживает. Поэтому переход к либерально-рыночной экономике потребовал введения с июля 2003 года Закона РФ "О техническом регулировании", существенно изменившего требования в области стандартизации и оценки соответствия. Ряд предприятий переходят на декларирование соответствия.

Все эти изменения требуют постоянной актуализации знаний в области стандартизации и сертификации, тем более, что существует тенденция ужесточения контроля за безопасностью товаров и их качеством.

После изучения данной дисциплины студент должен уметь применить полученные знания по стандартизации, метрологии и сертификации на практике. В частности, уметь пользоваться основными нормативными документами (межгосударственными и международными стандартами, правилами по сертификации и другими), а также законами Российской Федерации и другими нормативными документами, уметь выбрать схему сертификации продукции на предприятии; знать порядок аккредитации лаборатории на техническую компетентность или на техническую компетентность и независимость, знать правила сертификации импортной и отечественной продукции, документы, необходимые для получения сертификата соответствия ГОСТ Р на сырье и продукцию.