Виды словесного ударения.

1.Т.о., с фонетической точки зрения английское словесное ударение в своей основе является силовым (динамическим), поскольку эффект ударности достигается за счёт более напряжённой артикуляции ударного слога. Поскольку более напряженная артикуляция ударного слога обычно даёт более отчётливое качество гласного этого слога по сравнению с гласными остальных слогов, английское словесное ударение можно назвать и качественным. Далее, гласный под ударением, т.е. более напряженный, обычно имеет большую длительность, чем в безударном слоге, следовательно, английское словесное ударение можно назвать и количественным.

Более напряжённая артикуляция ударного слога обычно в высотном отношении отличает этот слог от неударных. Кроме того, поскольку в связной речи последовательность слогов высказывания образует определённый мелодический рисунок, и каждый слог слова, следовательно, произносится на определённой высоте, - постольку английское словесное ударение можно назвать и мелодическим (музыкальным).

Русское ударение также в своей основе силовое, но, кроме того, является качественным, количественным и музыкальным. Однако полного совпадения с английским словесным ударением нет, хотя бы потому, что в русском языке по иному распределяется напряжённость артикуляции в слове (формула Потебни).

2. В связной речи, для более сильного выделения семантически важного слова в высказывании, обычная напряжённость ударного слога может быть заметно увеличена. В этом случае мы говорим о сильном или эмфатическом ударении.

3. Применительно к морфологической структуре слова различают подвижное и неподвижное (постоянное) ударение. Подвижность означает, что в пределах морфологической парадигмы ударение в разных словоформах может быть то на основе, то на окончании (Ср. поле-поля-полю-поле-полем-о поле; рука-руки-рукеуку-рукой-о руке.). Тем самым наряду с формальными словоизменительными парадигмами складываются акцентные парадигмы, служащие дополнительным средством различения грамматических форм (а иногда и единственным, ср. «окна-окна»).

4. Различаются также структурные типы ударения – по характеру его расположения внутри слова