Относительная позиционная долгота английских гласных фонем

Относительная долгота одной и той же английской гласной фонемы определяется влиянием следующих факторов:

1. находится ли гласная в конечной позиции или за ней следует согласная

2. следует ли за гласной звонкая или глухая согласная

3. находится ли гласная в односложном или слове, состоящем из двух и более слогов

4. находится ли гласная в ударной или безударной позиции

5. является ли ударение эмфатическим или неэмфатическим

6. (а) произносится ли неэмфатически ударный слог с восходящим или с нисходящим тоном; (б) произносится ли эмфатически ударный слог с восходяще-нисходящим тоном или с нисходящим тоном.

Рассмотрим указанные случаи подробнее:

1. Конечная позиция.Одна и та же долгая фонема под ударением звучит в конце слова дольше, чем в том случае, когда за ней следует согласная, например:

[si:] sea – [si:z] seas

[fα:] far – [fα:m] farm

2. Влияние глухости/ звонкости последующего согласного. Одна и та же ударная гласная фонема, долгая или краткая, звучит перед конечной глухой согласной короче, чем перед звонкой

[bid] bid – [bit] bit

[peg] peg – [pek] peck

[si:z] seas – [si:s] cease

[li:v] leave – [li:f] leaf

3. Влияние количества слогов в слове.Одна и та же гласная фонема под ударением звучит короче в слове, состоящем из двух или более слогов, нежели в односложном слове

[li:d] lead – [‘li:də] leader

[α:sk] ask – [‘α:skiŋ] asking

[si:n] scene – [‘si:nəri] scenery

 

4. Влияние ударения. Одна и та же гласная фонема звучит в безударном слоге короче, чем в ударном.

[pα:t] part – [pα:’ti∫n] partition

[və:b] verb – [‘ædvə:b] adverb

[tu impо: t] to import – [‘impо:t] import

 

5. Влияние степени ударения. Одна и та же гласная фонема звучит дольше, если слог находится под эмфатическим ударением, нежели если слог находится под неэмфатическим ударением.

The room is very large

[ðə ‘rυm iz ‘veri “lα:d3 ]

[ðə ‘rυm iz ‘veri lα:d3 ]

 

6. Влияние вида тона. Одна и та же гласная фонема звучит дольше в слоге, находящемся под неэмфатическим ударением, произнесенном с нисходящим тоном, нежели в том же слоге, но произнесенном с нисходящим тоном

He should pronounce the word like that

 

Одна и та же гласная звучит дольше в слоге под эмфатическим ударением, произносимом с нисходяще – восходящим тоном, чем в таком же слоге, произносимом с нисходящим тоном.

Т.о., наибольшая длительность гласного в слоге с интонацией Fall-Rise, а наименьшая – с интонацией Low Rise.