Социологические концепции структуры личности

Социологический анализ личности предполагает определение ее структуры. Существует множество подходов к ее рассмотрению.

З. Фрейд. Для него человек – это система социальных нужд, потребностей, а общество – это система табу или запретов.

В структуре личности он выделяет 3 элемента:

1. Ид (Оно) – наше подсознание, в котором господствует бессознательный импульс и инстинкты. Фундаментальными потребностями Ид являются либидозная потребность и агрессия (агрессивная потребность).

2. Эго (Я) – наше сознание, связанное с бессознательным, которое время от времени в него прорывается. Эго стремится реализовать бессознательные потребности в приемлемой для общества форме.

3. Супер-Эго (Сверх-Я) – это нравственный «цензор», включающий совокупность норм и принципов, внутренний контроль.

Наше сознание пребывает в постоянном конфликте между проникающими в него бессознательными инстинктами, с одной стороны, и моральными запретами, диктуемыми Сверх-Я, с другой.

Сублимация – это механизм разрешения конфликта, когда Эго, опираясь на силу и мощь Супер-Эго, вытесняет Ид.

 

К. Г. Юнг в структуре личности выделял эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Эго служит основой нашего самосознания.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые. Юнг ввёл понятие комплекса, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и переживаний, вынесенных индивидуумом из личного или наследственного бессознательного опыта. Комплексы могут возникать вокруг самых обычных тем и оказывать сильное влияние на поведение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного уникален и доступен для осознания.

Наконец, более глубокий слой в структуре личности – коллективное бессознательное, представляющее собой хранилище латентных следов памяти человечества. В нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом, есть мать, ребёнок, герой, мудрец, Солнце, плут, Бог, смерть и т.д. Наиболее важные архетипы – персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности), анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний образ мужчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы).


К. К. Платонов предлагает 2 вариант описания структуры личности.

В. Г. Немировский предложил 3 вариант концепции личности. По его мнению, структура личности включает в себя 3 основных элемента:

1. положение личности в системе данных общественных производственных отношений;

2. реальные формы жизнедеятельности людей, совокупность выполняемых ими социальных ролей;

3. направленность личности, т.е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступающих мотивами индивидуального поведения.

Г. В. Осипов выделяет 3 компонента в структуре личности:

1) память (знания, информация, которыми располагает индивид);

2) культура (нормы и ценности);

3) деятельность (как практическая реализация потребностей и интересов личности).

Эти 3 компонента взаимодействуют между собой и в совокупности превращаются в убеждения личности, которые являются ядром структуры личности. Эти убеждения проявляются в качестве устойчивого, повторяющегося при различных ситуациях отношения личности к социальным ценностям общества и группы.