КОНТРОЛЬ ЯКОСТІ ТА ВИПРОБУВАННЯ ПРОДУКЦІЇ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ

ВИЩА ШКОЛА ЕКОНОМІКИ ТА МЕНЕДЖМЕНТУ

 

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТУ

КАФЕДРА «УПРАВЛІННЯ ЯКІСТЮ»

 

дисципліни самостійного вибору ВНЗ професійної практичної підготовки

 

Спеціальність: 7(8).18010010 Якість, стандартизація, сертифікація

Галузь знань: 1801 Специфічні категорії

 

Розглянуто

на засіданні кафедри

«Управління якістю»

Протокол № 1від «05» «______09______» 2013р.

 

Тема: 1. Контроль качества продукции.

 

1. Эволюция систем контроля качества.

2. Показатели качества. Факторы влияющие на качество

3. Виды деятельности контроля качества

4. Организация, оценка качества продукции, производственного процесса, контроля производственным персоналом.

 

Качество определяется потребителем его можно определить как общую совокупность технических, технологических и экслуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будет отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации.

Определяет качество – привлекательность, безопасность, надежность, эксплутационная простота, ремонтнопригодность, новизна.

 

Эволюция управления качеством.

 

Воздействие

Комплексным упр.

Качес.на всю сист

КС УКП

Стат.контр.

Качеством

Контр.при

Приемке

Продукции

Цеховый кон.

Качества

Индивидуальный

Контр.качества

1900 1920 1930 1960 1980 2000 год.

 

Место контроля качества в процессе эволюции и его методы.

1. Начало 1990 года – начальный этап системного подхода – система Тэйлора. Устанавливаются требования к качеству изделий в виде полей допусковили определенных шаблонов, настроенных на верхнюю и нижнюю границу допусков-проходные и непроходные калибры.

Для успешного функционирования системы Тэйлора –введены первые проффесиональные технические контролеры. Схема предусматрвала штрафы, увольнения с работы за пропущеный и выпущеный брак.

2,3.Начиная с 1920 года под руководством Джонсона группа служащих заложила основы статистического контроля качества:

-контрольные карты выполненные Вальтером Шухартом, понятия таблицы выборочного контроля качества разработанные Доджем и Ромингом, начало статистического метода контроля. Деминг широко применил этод метод в Японии, что получило широкое применение в последствии во всем мире.

Появился инженер по качеству – аналитик

-акцент выявления дефектов был перенесен на их предупреждение, путем выявления причин дефектов и их оперативного устранения.

Сложная стала мативация труда, учитывались: точность настройки процесса, анализ контрольных карт , их рашифровка и контроль.

4. В 1950-60годы выдвинута концепция тотального управления качеством. Ее автором был Фейгенбаум Появились документальные системы качества, устанавливающие ответственность и полномочия всего руководства предприятия, а не только специалистов службы технического контроля

Появились: БИП- система бездефектного изготовления продукции,

НОРМ – научная организация работ по увеличению моторесурсами,

КАНАРСПИ – качество, надежность, ресурс с первых изделий.

5. В 1970-80гг переход от тотального управления к тотальному менеджменту

Появились стандарты ИСО 9000 (1987) МС ИСО 9003 Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытании.

В 1994г новая версия стандартов ИСО 9004-1-2-3-4.

Применительно к качеству действует целевая установка – стремление к 0

дефектов, к 0 непроизводственных затрат, к поставкам точно в срок.

Контроль качества, предполагает прежде всего отделение хороших изделий от плохих. Однако за счет выбраковки некачественных изделий качестве изделий не повышается.

Контроль качества способствует координации работы людей, машин и обеспечению информацией ключевых подразделений фирмы, важно, чтобы функция контроля качества была организована эффективно, экономично и охватывала деятельность всей фирмы.

Пять этапов развития системы:

1. Качество продукции – соответствие стандартам, ТУ, чертежам;

2. Качество продукции – стабильность процессам;

3. Качество продукции – деятельность как соответствие рыночным требованиям

4. Качество продукции как удовлетворение требований и потребностей потребителей;

5. Качество продукции как удовлетворение требований владельцев.

Показатели системы качества:

- качество машин. Технические ( мощность, точность, удельный расход ресурсов, надежность, др. );

- качество труда.Причины образовантя брака

- качество продукции. Производственные, потребительские, экономические

- качество проекта. Число исправлений при реализации

- качество технологии Число нарушений технологического процесса

 

Факторы влияющие на качество продукции

 

1.Рынок сбыта. Ассортимент новых видов товаров.

2.Финансовые рессурсы. Новое производство товаров.

3.Организация производства. Ответственность за качество товаров распределяется между производственным, техническим и другими подразделениями, не только ОТК.

4.Людские ресурсы. Квалификация специалистов узкого профиля. При высоко специализированном производстве размывается ответственность за брак.

5.Стимулирование.Премии, признание личных заслуг перед фирмой.

6.Материальные рессурсы. Строгие требования к материалам, хранение, входной контроль, испытание.

7.Оборудование и механизация. Качество машин, механизмов, оборудования, его эффективное использование, механизация, автоматизация, точность.

8.Современные методы обработки информации. Применение ЭВМ, анализ, контроль для принятия опративного решения.

9.Повышенного требования к качеству продукции. Необходимость введения строгого контроля технологического контроля.

 

Виды деятельности контроля качества.

 

1.Контроль процесса проектирования.

Испытание и приемка установленных образцов на соответствие техническим показателям, предварительные эксплуатационные испытания, соответствие техническим характеристикам. Устранение проблем возникающих в процессе проектирования контроля качества.

11. Входной контроль материалов, оборудования, оснастки, измерительной, испытательной техники на основе стандартов, технических условий.

111. Контроль продукции – проводится в самом начале производственного процесса, контроль технологического процесса обеспечивает соблюдение характеристик качества во время производства. Контроль родукции обеспечивает производство надежного изделия в течение его жизненного цикла.

1У. Анализ специальных процессов. Проводятся проверки и испытания с целью выявления причин производства неудовлетворительного качества продукции и проведения корректирующих мероприятий.

 

Анализ причин отказа изделия у потребителей.

 

1. Поставка материала неудовлетворительного качества.

2. Ошибки допущенные при проектировании изделия.

3. Ошибки допущенные во время производственных процессов.

4. Ошибки, допущенные рабочим при производстве изделия.

5. Ошибки допущенные при осмотре изделия.

6. Неправельная эксплуатация изделия и неправильное этикетирование

изделия.

7. Ошибки, допущенные при проведении технического обслуживания изделия.

 

Оценка качества продукции и контроль производственным

персоналом.

 

Процедуры связанные с деятельностью персонала производства, включают;

1. Доведение до персонала значимости и важности качества пародукции

2. Организацию контроля качества производственным персоналом и производственным процессом

3. Обеспечение производственного персонала измерительным инструментом.

4. Проверка и обслуживание измерительных приборов, используемых производственным персоналом.

Данные процедуры предусматривают:

-оценку качества в процессе производства с целью обеспечения соответствия продукции НТД;

-проведение испытаний в процессе производства с целью обеспечения качества изделий при окончательной их сборке и в условиях эксплуатации;

-проведение контроля в точном соответствии с процедурами обеспечения качества в процессе производства;

-оценку и контроль конечного качества изделий;

-оценку и проведение испытаний конечного качества изделий;

оценку выходного качества изделий, показатели долговечности с учетом требований потребителя;

-определение показателя выходного качества на базе результатов, полученных во время проверки;

-обеспечение обслуживания процесса измерения качества;

-оценку не вполне приемлемого материала и его использование;

-определение общей производительности, эффективности и своевременности контроля продукции и производственного процесса и проведение необходимых корректирующих мероприятий;

-профилактическое техническое обслуживание инструментов, испытательных стендов и установок;

-проверку и обслуживание измерительных приборов;

Контроль продукции предусматривает:

-определение пределов регулирования производственного процесса;

-использование стандартов качества для производственных нужд;

-периодический пересмотр ТУ, чертежей и других документов технологического процесса

 

Другие процедуры, обеспечивающие выполнение

заданий.

 

-размещение материалов, продукции не отвечающих предъявленным требованиям, изолятор брака;

проведение корректирующих мероприятий и определение их.продукции.

 

Обратная информация о качестве необходима для специалистов в различных функциональных областях:

-поставщиков, снабжение;

-потребителей, рекламации;

- эффективности, разбраковка брака, принятие решений;

-разработка программ сертификации продукции, оценка качества продукции на ее соответствие;

-ведение учетных карточек дефектов продукции и показателей качества.

 

Получение обратной информации о качестве

производственный персонал;

--контролеров;

-плановиков;

-инженеров по качеству;

-проектировщиков оборудования;

-инспекторов по качеству;

-инженеров конструкторов;

-специалистов по техобслуживанию;

-руководство.

В рамках этих процедур разработаны формы отчетности.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение контроля качества продукции.

2. Назовите системы контроля качества.

3. Процедуры выполняемые производственным персоналом по обеспечению качественного выпуска продукции.

 

Литература: 1-4.

 

 

 

Тема: 2.Организация технического контроля качества на предприятиях.

 

1.Требования предъявляемые к службе контроля качества.

2. Структура службы технического контроля на предприятии

3. Обязанности и полномочия службы контроля качества.

Типовое положение.

4. Органы надзора, госнадзор, ведомственный надзор. Порядок проведения

надзора.

 

Служба контроля качества – должна быть систематезированной группой мероприятий, которые применяются повсеместно, скоорденированной между собой и другими службами;-

 

-спроектированна на требования к продукции со стороны потребителя;

-иметь возможность выходить за рамки различных организационных систем внутри фирмы;;

-организованна на реальное качество новых изделий на стадии их разработки, заблаговременно получать информацию об угрозе снижения качества продукции.

 

Служба должна иметь полномочия:

 

Во-первых, давать гарантию качества фирменных товаров, запрещать, изолировать, выявлять товар не соответствующего качества:

Во-вторых,способствовать достижению оптимальных затрат на обеспечение качество товаров.

 

-обязанности:

 

- экономическая ответственность;

- ответственность за разработку систем контроля качества, обеспечивающих надлежащее качество продукции от этапов заказа и инженерного прогнозирования до этапов производства и обслуживания

- несет ответственность – техническую, предусматривающую оперативный контроль и принятие основных мер по обеспечению технологического качества продукции.

 

Принципиальной особенностью деятельности любого контроля является его нормативная , т.е. правовая или юридическая основа. Законы, приказы,положения.

Природа этих документов выражается в том , что их цель - - предписывать запрещения или разрешения, имеющие обязательную силу, а давать прежде всего руководство к действию, давать обоснованные рекомендации, выполнение которых обязательно.

Применение индивидуальных актов управления и по контролю и по принуждению ( рекламации ).

К числу важнейших нормативных документов, регламентирующих работу и структуру СКК относятся:

- положения об СКК;

- организационная схема подразделения:

- должностные и специальные инструкции.

 

Функциональная деятельность в свою очередь регулируется ДСТУ,СТП,ТУ,утвержденными эталонами, чертежами, другой тех. Документацией.

В положении должно быть четко определены указанные полномочия каждого структурного подразделения: СТК, главного метролога, ЦЗЛ и др.

Разграничить права,осуществляемые руководством предприятия, зам. рук. Предприятия по качеству, службой по управлению качеством, СТК.

Полномочия, обязанности СККП, общее руководство должно быть документировано, указанна организационная структура.

 

Структура СККП может быть различна в зависимости от технологического процесса и требований к качеству. Должна быть объективной,быстрой реакцией, оперативной, цель немедленного реагирования на отклонения обнаруженные в технологическом процессе и принятия необходимых мер реагирования.

 

Генеральный директор.

 

 

Заместители

 

 

Служба управления качеством

 

Мар. План.техн. снаб.подг.пр.производство контр.исп.упак.скл. сбыт тран.монт.га.

 

 

Нач. СККП

 

 

Входн. .инж.по цеховый линейный испыт. Служба гл.

Контр. Качест. Персонал КК лаб метрол.

 

 

Положение об отделе технического контроля состоит из следующих основных разделов.

 

1. Общее положение.

 

1. На СКК возлагается ответственность за качество выпускаемой продукции, за соблюдение технологии производства, за качество поступающего сырья и материалов.

2. Указано кто возглавляет службу и его подчиненность.

3. Указывается штат службы, подчиненность работников КК по структуре, что определяется согласно технологического процесса контроля, норма-часов, а также квалификационные характеристики работников-контролеров

 

11. Основные задачи и организация работы.

 

1. Предотвращение выпуска продукции не соответствующего качества, требований потребителя, заказчика.

2. 2. Контроль качества разработки конструкторской документации

3. Анализ разработки техпроцессов

4. Оценка состояния технологического оборудования.

5. Проверка знаний производственного персонала в части контроля.

6. Приемка или контроль за приемкой первой детали.