В образовании

Й учебный вопрос: Негативные последствия использования ИКТ

 

Использование в образовании возможностей средств технологий мультимедиа, телекоммуникации и «Виртуальная реальность» порождает ряд серьезных проблем, связанных с возможным негативным воздействием этих технологий на здоровье учащегося.

Первая группа проблем обусловлена появлением негативных последствий медицинского характера, связанных с невыполнением правил использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Вторая группа проблем связана с появлением негативных последствий психолого-педагогического характера.

Педагогико-эргономические и физиолого-гигиенические условия организации учебного взаимодействия при эксплуатации систем, реализованных на базе перечисленных выше технологий, должны опираться на утвержденные Министерством здравоохранения РФ, Министерством образования и науки РФ нормативно-методические материалы. Безопасное применение этих систем предполагает
неукоснительное выполнение всего комплекса требований, разработанных специалистами (медиками, физиологами и гигиенистами). Перечислим факторы, которые могут привести к негативным медицинским последствиям:

• нарушение эргономики рабочего места пользователя, оснащенного современными средствами вычислительной техники, информатизации и коммуникации;

• недопустимый временной интервал использования
средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации;

• использование недопустимого объема информации (информационная перегрузка и связанные с этим эмоциональное
возбуждение, обманчивое повышение работоспособности непосредственно за экраном компьютера, — они опасны как для
психического, так и физического здоровья ученика и преподавателя);

• несоответствие предоставляемой информации индивидуальным возможностям личности.

Анализируя перечисленные выше факторы воздействия
средств ИКТ на здоровье учащегося, отметим, что все негативные последствия обусловлены в основном человеческими факторами и связаны с невыполнением педагогико-эргономических и физиолого-гигиенических условий организации учебного взаимодействия при эксплуатации систем, реализованных на базе данных технологий.

Учитель (преподаватель) должен быть знаком с санитарно-гигиеническими требованиями к организации занятий с использованием современных средств вычислительной техники, средств информатизации и коммуникации, которые изложены в специальных нормативно-методических документах, утвержденных Министерством здравоохранения РФ и Министерством образования и науки РФ. Ниже приведем краткое содержание этих документов.

Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы включают в себя следующие разделы:

1. Общие положения и область применения.

2. Требования к ПЭВМ.

3. Требования к помещениям для работы с ПЭВМ.

4. Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и
вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах,
оборудованных ПЭВМ.

5. Требования к уровням шума и вибрации на рабочих
местах, оборудованных ПЭВМ.

6. Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

7. Требования к уровням электромагнитных полей на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

8. Требования к визуальным параметрам ВДТ, контролируемым на рабочих местах.

9. Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ.

10. Требования к организации и оборудованию рабочих
мест с ПЭВМ для взрослых пользователей.

11. Требования к организации и оборудованию рабочих
мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессионального образования.

12. Требования к оборудованию и организации помещений с ПЭВМ для детей дошкольного возраста.

13. Требования к организации медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ.

14. Требования к проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора и производственного контроля.

Необходимость неукоснительного выполнения этих требований не вызывает никакого сомнения, хотя на местах, как
показывает практика, их не всегда соблюдают. Поэтому степень негативного воздействия компьютера на здоровье обучаемого во многом зависит от соблюдения учителями рекомендаций физиологов и гигиенистов, выполнения норм и правил обращения со средствами вычислительной техники, информатизации и коммуникации. По этой причине учитель (преподаватель) должен приложить максимум усилий для того, чтобы не допустить негативного воздействия новых технологий на физическое и психическое здоровье учащегося.

Рассмотрим возможные негативные последствия психолого-педагогического воздействия технологий телекоммуникации, мультимедиа и «Виртуальная реальность» на учащегося. К ним прежде всего следует отнести возможные негативные последствия, связанные с психологическими аспектам информационного взаимодействия в сети Интернет и восприятия виртуальных экранных миров; а также возможные негативные последствия, связанные с философскими аспектами информационного взаимодействия, реализуемого рассматриваемыми технологиями.

Современных исследователей, особенно психологов, педагогов, медиков, настораживают, если не пугают, возможные негативные последствия, связанные с активным вторжением в естественный внутренний мир современного человека неестественных, иллюзорных виртуальных впечатлений от виртуальных сюжетов и
взаимодействий. Новые технологии создают у обучаемого
иллюзию реальности событий, происходящих в виртуальном
мире. Синтетические образы оказывают влияние на состояние
и развитие ученика. Взаимодействуя с объектами виртуального мира, исследуя их особенности и отношения между ними, выбирая возможные пути исследования изучаемого явления, процесса или учебного сюжета, учащийся попадает в ситуации, которые требуют от него всепоглощающего внимания, определенную невозможность отвлечения от его работы в виртуальном мире. Такие факторы, как, во-первых, изолированности от окружающего реального мира (в силу особенностей используемых при этом периферийных устройств в виде шлема, очков и перчаток), во-вторых, стерео-, аудиовизуальное преставление изучаемых или исследуемых явлений, объектов и, в-третьих, легкость трансформации, управления и видоизменения как объектов, так и условий их взаимодействия, создают высокий эмоциональный фон самого информационного взаимодействия.

Увлеченность яркими и необычными, порой призрачными, впечатлениями, отличными от реальных, вполне понятна
и объяснима. Однако эта увлеченность чревата многими опасностями. К ним следует отнести прежде всего усиливающееся
отчуждение между людьми, обусловленное возможностью легкой замены партнера на киберпартнера и облегченной «коммуникации без проблем» с ним. Вызывает не меньшее беспокойство опасность предумышленного манипулирования сознанием человека, выполняющего определенные действия в виртуальном мире — так называемый 25-й кадр. В процессе написания и использования программ, позволяющих реализовать исследования социальных, политических, физических и других явлений и закономерностей, необходимо придерживаться известных принципов научности и достоверности.

Участие человека в наблюдениях за сюжетами виртуальной
реальности и прежде всего работающего в глобальных информационных сетях, меняет его эмоциональные ощущения и чувства. На пользователя в период «присутствия» его в виртуальном экранном мире оказывается определенное психологическое воздействие, связанное с активным вторжением естественный внутренний мир человека искусственных, иллюзорных впечатлений от виртуальных объектов, сюжетов «экранной» реальности.

Формирование многофункционального и информационноемкого виртуального мира с его ирреальными и фантазийными отображениями действительности, пусть даже созданными опытными и талантливыми методистами, психологами и дизайнерами, происходит в настоящее время лишь на базе эмпирики и эксперимента. Использование подобных технологий в учебном процессе должно быть направлено на раскрытие
внутреннего потенциала личности без нанесения вреда здоровью.

Следует также отметить и то, что в настоящее время
проводятся исследования по разработке защитных приспособлений, обеспечивающих безопасность работы пользователя с современными системами и комплексами для изучения виртуальных явлений или процессов. К ним можно отнести «экологически чистую» защиту в виде целенаправленного воздействия на оператора, защиту, которая позволяет ему постоянно осознавать свое присутствие в мире, отличном от мира реального. Поэтому еще на стадии разработки учебных систем, использующих возможности технологии «Виртуальная реальность», предусматривается возможность обеспечения как психологической безопасности, так и комфортности самого процесса информационного взаимодействия пользователя с объектами виртуального мира. В процессе работы ученика с системой следует обеспечить простоту и доступность действий, оградить его от неприятных неожиданностей в ходе работы с программой, предусмотреть возможность несанкционированного выхода из системы, т. е. возможность «возвращения в реальный мир» в любой момент времени.

Следовательно, необходимость обеспечения психологической комфортности информационного взаимодействия в сети Интернет и в виртуальных экранных мирах следует считать важным аспектом безопасного использования современных технологий мультимедиа, телекоммуникации и «Виртуальная реальность».

Особо следует обратить внимание и на философские аспекты реализации информационного взаимодействия с объектами виртуального экранного мира, общения с ними. Существенную роль при этом играет «обманчивость природы» как самих объектов, представленных технологиями мультимеди или «Виртуальная реальность», так и взаимодействий с ними. Даже само название «Виртуальная реальность» уже наводит на мысль о неправдоподобности всего происходящего на экране. В современной научной литературе стали появляться утверждения, что если мир, сгенерированный той или иной технологией с помощью компьютера, станет слишком реалистичным, то пользователь может в результате совсем оторваться от реального мира и перейти в некоторую субстанцию — «суперпространство». Однако существуют и другие мнения. Например, некоторые ученые считают, что технология виртуальной
реальности создает такие допущения, в которых реальности
не больше, чем, например, в игре актеров театра или кино.

Рассмотрим следующие вопросы: каким образом с помощью дружественного интерфейса обеспечивается комфортность информационного взаимодействия? Как предотвратить вторжение во внутренний мир человека через излишне персонифицированный интерфейс? Как защитить ребенка от негативного воздействия ненужной информации?

Как было показано во второй главе, дружественный
интерфейс разрабатывается в целях безболезненной адаптации обучаемого в виртуальной учебной среде. Данный подход позволяет ученику воспринимать компьютер в качестве помощника и компаньона. Компьютер должен реализовывать функцию исполнителя, действующего от имени пользователя в виртуальной среде. Человеко-машинный интерфейс системы должен предусматривать реакцию обучаемого на данное программное обеспечение, отвечать различным уровням потребностей и наклонностей пользователя. Интерактивный диалог пользователя с системой должен быть ориентирован на максимальный учет его потребностей, генерировать положительные отклики на любые запросы, способствовать
созданию ситуации успеха, положительному эмоциональному настрою и, как следствие, повышению интереса к данному виду деятельности. Следовательно, в целях обеспечения психологической комфортности информационного взаимодействия обучаемого с системой реакция системы на действия пользователя должна иметь характер помощи
и поддержки.

Работа в виртуальном пространстве локальных и глобальной сетей способствует изменению межличностных отношений между пользователями (например: учителем и учеником или между учениками). Некоторые исследователи находят негативные моменты в межличностной близости между собеседниками в сети, которой способствует излишне
персонифицированный интерфейс. Обращается внимание на
необходимость охраны автономии личности, предотвращения вторжения во внутренний мир человека. Действительно, при использовании глобальной сети учебное пространство неуклонно расширяется, становится открытым. Молодой человек с неустоявшимся характером, гибкой психикой и недо конца сформированными личностными качествами может
попасть под влияние откровенных мошенников, проповедников новомодных религиозных сект и т. п. В этой связи
следует отметить необходимость контроля со стороны педагогов в школе, вузе и родителей, родных дома за ходом работы
в сети.

Выделим еще два негативных аспекта проблемы использования ресурсов сети Интернет в школе и дома при выполнении домашних заданий. Первый аспект обусловлен тем, что язык большинства материалов, написанных в основном для использования взрослыми, тяжел для понимания учениками. Второй аспект обусловлен тем, что для учащихся существует потенциальная возможность найти в Интернет
материалы, нежелательные для них с точки зрения этики
морали.

Выделим несколько способов предотвращения нежелательных психологических и социальных последствий работы школьников в Интернете. Этого можно достичь, во-первых за счет контроля преподавателей за действиями обучаемых на занятиях; во вторых, за счет создания и использования специальных предупреждающих подсказок; в-третъих, за счет широкого внедрения в учебный процесс новых методических подходов, предусматривающих эффективное, персонифицированное управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ. Помимо перечисленных выше способов, негативного информационного воздействия. Перечислим несколько технологических способов контроля и отслеживания доступа учащихся к интернет-ресурсам:

• обеспечение так называемого «огражденного сада», в котором интернет-провайдер выбирает, что включать в информацию, которая используется в школах, вузах;

• использование системы фильтров, которая позволяет
учащимся иметь доступ в Интернете ко всему, что не было исключено этими фильтрами из-за своего специфического содержания;

• обеспечение свободного доступа ко всему Интернету, но
только под определенным наблюдением преподавателей, других взрослых или «префектов Интернета»;

• установление так называемой системы честности (иногда в комбинации с такими санкциями, как исключение из
системы), подразумевающей установление договоренности
между учениками и учителями о том, что последние могут отслеживать, какие сайты посещались учащимися.

В заключение следует отметить, что каждая прикладная
система, реализованная на базе технологий телекоммуникации, мультимедиа и «Виртуальная реальность», обладает серьезным педагогическим потенциалом. Используя эти технологии, подрастающее поколение видит реальный мир не таким, каким видят его их родители. Дети видят его более
многогранным и многоаспектным именно благодаря тому, что обучались они, используя безграничные ресурсы сети Интернет, применяя трехмерный и интерактивный виртуальный мир. Основная задача педагогов — использовать дидактический потенциал этих технологий в своей профессиональной деятельности без нанесения вреда психике и здоровью
ребенка.

 

Заключение

- обобщить наиболее важные, существенные вопросы лекции;

- сформулировать общие выводы;

- поставить задачи для самостоятельной работы;

- ответить на вопросы студентов.

 

 

Лекция разработана «___»________20__г.

_______________________(___________)

(подпись, фамилия и инициалы автора)