Онтогенез психики

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ

От рассудочной деятельности животных к сознанию человека

В эволюции психики важную роль играют инструментальные рефлек­сы, служащие переходным этапом между рефлекторной и рассудочной деятельностью. Они реализуются через двигательную активность, ко­торая может подкрепляться неким «вознаграждением», помогающим реализовать актуальную потребность. Например, орел в дикой природе обучается поднимать черепаху в воз­дух и разбивать ее о камни, обезьяны могут использовать палки для до­бычи фруктов и т. д. В подобных случаях деятельность осуществляется путем «проб и ошибок», а те движения, которые способствуют удовлетво­рению потребности, затем закрепляются и повторяются. Рассудочная деятельность представляет собой более совершенную форму инструментальных рефлексов, так как новое действие может возникнуть не только путем многократных проб, но и спонтанно, в виде «инсайта» (внезапного озарения). Однако в отличие от разумной деятельности человека животные остаются в рамках первой сигнальной системы и не способны опериро­вать обобщенными и абстрактными понятиями. Особенно наглядно это отличие показал И. П. Павлов в опытах на высших приматах. Обезьяна, обученная гасить огонь водой из бака (чтобы достать банан), не могла «догадаться», что для этой цели также подходит вода из расположен­ного рядом водоема.

 

Онтогенез — индивидуальное развитие чего-либо (в частности, пси­хики).

А. Н. Леонтьев выделяет семь этапов (стадий) развития психики ре­бенка:

□ новорожденный (от рождения до 1-2 месяцев);

□ ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев);

□ поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев);

□ преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет);

□ дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);

□ младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет);

□ подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет). Опираясь на классификацию А. Н. Леонтьева, можно выделить

10 этапов онтогенеза психики человека (табл. 2.2).

Этапы онтогенеза психики человека

Название этапа развития психики Возраст Основное содержание этапа
Пренатальный период От 3 мес. С момента зачатия до рождения ребенка Психика человека формируется одновременно с развитием нервной системы, а значит — задолго до рождения. Начиная с возраста 12-16 недель, в коре больших полушарий ребенка уже регистрируются электрические сигналы — ответ на внешние раздражители. В возрасте нескольких месяцев от зачатия у плода человека уже формируются опреде­ленные ощущения — осязательные, темпера­турные, слуховые и некоторые другие
Период новорож­денного От рождения до 1 мес. Отмечаются зрительные и слуховые ощуще­ния, ощущения положения тела в простран­стве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Образ жизни новорожденного мало чем отличается от его образа жизни во внутриутробный период (поза, сон). Высокого развития достигают кожные ощущения со стороны щек, губ, рта. Зрительное восприятие форм вначале отсутствует, ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы. Одновременно с этим происходит развитие ориентировочных реакций (затиха­ние на звук — шепот матери). В 3-4 недели у ребенка появляется оживление в присут­ствии человека
Ранний младенче­ский период От 1 до 6 мес. На этом этапе ребенок начинает оперировать предметами и у него формируется воспри­ятие. От 2 до 6 месяцев начинаются попытки схватить предмет или ощупать предмет с одновременной зрительной фиксацией на нем (формирование зрительно-осязательных связей). Главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия
Поздний младенче­ский период От 6 до 12 мес. Происходит изменение отношения ребенка с окружающим миром на основе предметного общения. На этом этапе происходит осмысле­ние явлений и предметов внешнего мира и появление первых признаков речи, выработ­ка специфически человеческих двигательных операций с предметами; овладение самостоя­тельной ходьбой
 

 

Название этапа развития психики Возраст Основное содержание этапа
Преддошкольный период От 1 до 3 лет Основными особенностями являются интенсивное развитие сознания и речи, овладение присущим человеку отношением к окружающим предметам, подражание поведению взрослых и формирование основных функций мышления
Дошкольный период От 3 до 7 лет Главное отличие этого периода — наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предме­тов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что слышит и видит. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. Поэтому последняя способствует овладению социальными взаимоотношениями мира. Другая особенность этой стадии — процесс формирования личности ребенка (закладыва­ются основные черты характера, освоение основных правил и норм поведения)
Младший школьный период От 7 до 11-12 лет Все изменения на этой стадии связаны с учебой. Основное — умственное развитие ребенка, его мышления, личности (замена детских интересов учебными). На завершаю­щей стадии данного этапа происходит гендерная специализация — разделение деятельности на «мужскую» и «женскую». Появляется первый опыт адаптации в коллективе
Подростковый период От 13-14 до 17-18 лет Завершение ориентации ребенка на опреде­ленные виды поведения в зависимости от пола (гендерная специализация). Стремясь к самореализации, ребенок начинает показы­вать успехи в конкретном виде деятельности. Дальнейшее развитие познавательных и психических процессов. Ориентация на взрослую жизнь. Завершается половая идентификация подростка
Акмеологический период От 18 до 65-80 лет Завершение соматического развития человека и стабилизация его психических функций, окончательное формирование его личности
Период геронтоге- неза(старости) От 65-80 до 120-150 лет Постепенное ослабление его памяти, сниже­ние продуктивности мышления, нарушение психомоторики и т. д.