Автомобильная дорога, как источник загрязнения окружающей среды
Воздействие на окружающую среду автомобильной дороги как инженерного сооружения – основная причина ландшафтных нарушений. Оно проявляется в виде рассечения природной среды дорожной трассой (фрагментация ландшафта); снижения продуктивности почв; развития геодинамических процессов (эрозия, оползни, суффозия и т.п.), что приводит к подтоплению, осушению, изменению уровня грунтовых вод.
Автодороги являются одним из источников образования пыли в приземном воздушном слое [3]. При движении автомобилей происходит истирание дорожных покрытий и автомобильных шин, продукты износа которых смешиваются с твердыми частицами отработавших газов. К этому добавляется грязь, занесенная на проезжую часть с прилегающего к дороге почвенного слоя. В результате образуется пыль, поднимающаяся в воздух. Она может переноситься ветром на расстояния от нескольких до сотен километров.
Химический состав и количество такой пыли зависят от состояния и материалов дорожного покрытия, вида топлива и почвы, прилегающей к дорожному полотну пространства.
Выделяют следующие типы дорожного покрытия: цементобетонные, асфальтобетонные, щебеночные или гравийные, обработанные органическими вяжущими, из необработанного щебня или гравия, мостовые булыжные и из грубоколотой шашки, а также грунтовые дороги.
Наибольшее количество пыли создается на грунтовых и гравийных дорогах. Дороги с покрытием из зернистых материалов (гравийные) образуют пыль, состоящую, в основном, из диоксида кремния. На грунтовых дорогах пыль на 90 % состоит из кварцевых частиц, остальную долю составляют оксиды алюминия, железа, кальция и др. Валовый выброс пыли на автомобильных дорогах без капитального покрытия (грунтовых общего пользования, гравийных, щебеночных) составляет свыше 56 тыс. т. в год. На дорогах с асфальтобетонным покрытием в состав пыли дополнительно входят продукты износа вяжущих битумсодержащих материалов, частицы краски или пластмассы от линий разметки дороги на полосы.
Помимо природных материалов (песок, гравий, щебень и пр.) в дорожном строительстве используются отходы различных производств, в том числе вяжущие материалы. Широко применяемые асфальтобетонные покрытия изнашиваются за год эксплуатации дороги в 10 раз меньше, чем цементобетонные. В отечественной практике при изготовлении дорожных покрытий из асфальтобетонов применяют асбестовые отходы, что неизбежно ведет к последующему выделению асбестовой пыли. Такая пыль, а также частицы вяжущих материалов из каменноугольных смол и дегтей чрезвычайно канцерогенны. Кроме того, при истирании асфальтобетонов в окружающую среду поступает кадмий. На асфальтобетонных покрытиях шины (источник кадмия) изнашиваются быстрее, чем на бетонных. С адгезивными свойствами покрытий связана степень пылевого загрязнения придорожного пространства, а перенос пыли, в свою очередь, во многом определяется метеоусловиями, в частности, скоростью ветра. Известно, например, что при скорости ветра 15 м/с дорога на 70…90 % очищается от пылевой взвеси.
Таким образом, дорожные загрязнения по источникам их образования можно условно подразделить на следующие виды:
- выпадающие из атмосферы (под действием гравитационных сил или с дождевыми каплями);
- наносимые ветром или ливневыми и талыми водами на дороги с прилегающих неблагоустроенных территорий (продукты эрозии почвы, органические загрязнения, мусор и т.п.);
- являющиеся результатом движения АТС и пешеходов (продукты истирания асфальта и автомобильных шин, загрязнения с колес автотранспорта, масла и нефтепродукты).
Летние загрязнения на дорогах носят общее название – смёт. Под смётом понимают загрязнения, которые с помощью подметально-уборочных машин или вручную могут быть собраны с дорожных покрытий. Плотность уличного смета зависит от его состава и колеблется в пределах 0,6…1,6 т/м3.
Наибольшую опасность в санитарно-гигиеническом отношении в составе смета представляет собой пыль, особенно мелкодисперсная, способная подниматься в воздух. Для смета распределение по фракциям выглядит следующим образом: частицы размером от 0 до 60 мкм составляют 24,8 %, на фракцию от 60…200 мкм приходится 17,5 %, на фракцию от 200…300 мкм – 10 %, на фракцию от 300…400 мкм – 9,7 %, на фракцию более 400 мкм – 38 % (рисунок 2).
Рисунок 2 – Дисперсный состав смёта с автомобильных дорог
Таким образом, смёт является полидисперсным материалом, в котором достаточно выражено (по массе) представлены мелкодисперсные фракции. То есть смет будет обладать высокой способностью к взметыванию.
Значение 38 % для фракции от 400 мкм и выше объясняется наличием в смете крупных частиц и кусочков асфальта. Фракции от 0 до 200 мкм наиболее представительные и определяют свойства смета как пылевидного материала.
Смет периодически убирается с дорог, но, тем не менее, мелкие фракции, составляющие значительную часть (до 43 %) в его дисперсном составе, будут представлять опасность перехода мелкой части смета в аэрозоль под действием движущегося автотранспортного потока.
Распределение по фракциям витающей пыли для всех улиц города (с незначительными отклонениями) выглядит следующим образом: 54,3 % приходится на фракцию от 0 до 2 мкм; 22 % - на фракцию 2…5 мкм; 8,9 % - на фракцию 5…7 мкм; 7,8 % на фракцию 7…10 мкм и 7 % - на фракции свыше 10 мкм (рисунок 3).
Рисунок 3 – Дисперсный состав пыли витающей возле автомобильных дорог
Следовательно, пыль, образующаяся в результате движения автотранспорта, является тонкодисперсной (более 50 % витающей пыли составляет фракция от 0 до 2 мкм) и поэтому опасной. Она долго не оседает и может разноситься на значительные расстояния от полотна дороги.
Естественно, что характер воздействия пыли на человека определяется не только дисперсным, но и химическим составом. Также известно, что химический состав пыли, образующейся вблизи автодорог, изменяется во времени за счет протекающих абсорбционно-адсорбционных процессов. Но характер и интенсивность этих процессов будет определяться первоначальным составом пыли. Химический состав грунта и смета с автомобильных дорог разного назначения и разных технических категорий представлен в таблице 4.
Таблица 4 – Характеристика химического состава грунта и смета с автомобильных дорог разного назначения
Пылевидный материал | Содержание оксидов в пылевидном материале, % | ||||||
SiO2 | Fe2О 3 | Al2O3 | CaO | MgO | n.n. | Н2О | |
Смет с магистрали городского значения | 76,4 | 3,1 | 6,0 | 2,9 | 1,6 | 4,3 | 0,4 |
Пылевидный материал | Содержание оксидов в пылевидном материале, % | ||||||
SiO2 | Fe2О 3 | Al2O3 | CaO | MgO | n.n. | Н2О | |
Грунт с временной дороги | 70,4 | 3,4 | 7,2 | 4,4 | 1,4 | 8,1 | 0,6 |
Почва придорожной зоны | 80,8 | 2,2 | 7,1 | 1,7 | 0,5 | 3,7 | 0,7 |
По химическому составу исследуемые образцы представляют собой смеси различных оксидов и их соединений. Во всех образцах содержатся оксиды кремния (SiO2), алюминия (Al2O3) и железа (Fe2О3). В наибольшем количестве в массе пыли находится SiO2 (до 81 %), в меньших количествах содержится Al2O3, подчиненное значение имеют другие оксиды.
Пыль, витающая у автомобильных дорог, адсорбирует на себе различные загрязняющие вещества, например газовые выбросы от автотранспортных средств и тяжёлые металлы (таблица 5).
Таблица 5 – Кратность превышения концентрации тяжелых металлов в пыли, витающей возле автомобильных дорог, над ПДК
Загрязняющее вещество | ПДК, мг/м3 | Кратность превышения концентрации вещества над ПДК (С/ПДК) |
Железо | 0,04 | 3,6 |
Цинк | 0,05 | 2,9 |
Медь | 0,002 | 0,7 |
Свинец | 0,0007 | 2,1 |
Никель | 0,001 | 1,5 |
Хром | 0,0015 |
Таким образом, автомобильная дорога является мощным источником пыли, которая на 81 % состоит из оксидов кремния, способна адсорбировать на себе газовые выбросы и тяжёлые металлы от автотранспорта и рассеиваться на значительные расстояния.