ВРАЧЕБНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ (ВПН) В
ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ.
Под врачебно-педагогическими наблюдениями (ВПН)во врачебном контроле понимаются исследования, проводимые врачом и преподавателем (тренером) с целью оценки воздействия физических нагрузок в процессе тренировочных занятий или соревнований на организм занимающегося. Эти исследования могут проводиться непосредственно на тренировочном занятии и во время соревнования или до и после них. Возможны и другие формы проведения врачебно-педагогических наблюдений.
Врачебно-педагогические наблюдения — это важнейшая форма совместной работы врача и преподавателя (тренера). Совместная постановка задач, совместное проведение исследований и оценка результатов может предоставить преподавателю (тренеру) много данных для совершенствования и индивидуализации учебно-тренировочного процесса, а это
лавная цель ВПН. ВПН решают и ряд других задач (оценка уровня специальной тренированности, уточнение состояния здоровья и оценка функционального состояния организма, изучение условий проведения занятий, их методика и др.), представляющих преимущественный интерес или для врача, или для преподавателя (тренера), или для них обоих.
При ВПН практически можно применять любые методы исследования как простейшие не требующие сложной аппаратуры и специальных знаний (опрос, наблюдение, исследование частоты пульса, проведение ортостатической пробы, измерение артериального давления, определение частоты дыхания, изменений ЖЕЛ, максимальной вентиляции легких, измерение силы мышц, проведение координационных проб и др.), так и инструментальные — с применением сложной аппаратуры и требующие специальных знаний. Первые, в силу своей простоты и информативности, применяются чаще.
Нужно также иметь представление и об основных инструментальных методах. Особенно следует обратить внимание на радиотелеметрические методы исследования (преимущества их использования в различных видах спорта, параметры, которые можно регистрировать с их помощью).
Большое внимание нужно также уделить способам оценки специальной тренированности спортсменов.
Обычно оценка специальной тренированности делается тренером и врачом в отдельности. Тренер судит об уровне тренированности на основании результатов, показываемых спортсменом в прикидках, соревнованиях, на основании всего хода тренировочного процесса, врач же — главным образом на основании функциональных исследований, проводимых в лабораторных условиях. Получается, что тренер не знает, какой ценой спортсмен достигает того или иного результата, а врач получает данные о степени адаптации спортсмена только к лабораторным физическим нагрузкам. В конечном счете ни тот, ни другой не может достаточно точно оценить уровень специальной тренированности. Точность оценки значительно увеличивается, когда врач и тренер од повременно проводят исследования. Тренер определяет на тренировочном занятии работоспособность спортсмена, фиксируя время, измеряя результат в метрах, баллах и т. п., а врач изучает приспособляемость организма спортсмена, исследуя изменение частоты сердечных сокращений, величину артериального давления, электрокардиограмму и т. д. При таком исследовании очень важно правильно выбрать нагрузки (по объему и интенсивности они должны быть околопредельными).
Другой метод оценки специальной тренированности — испытание с дополнительной нагрузкой (последняя может применяться в двух формах: стандартной нагрузки и спортивной нагрузки). Это испытание может проводиться до и после тренировки, в позднем восстановительном периоде, ежедневно перед тренировкой и в другое время в зависимости от формы организации ВПН.
Дополнительные нагрузки, кроме оценки по сдвигам и восстановлению пульса и артериального давления, могут оцениваться количественно (в гарвардском степ-тесте; PWC170, при косвенном определении МПК и др.).