Структура и состав налоговых правоотношений

Состав каждого конкретного налогового правоотно­шения понимается как совокупность его участников, т.е. субъектов налоговых правоотношений. Под структурой налоговых правоотношений понимается внутреннее строе­ние и взаимосвязь элементов такого правового отноше­ния. Налоговое правоотношение имеет структуру (состав), т. е. со­вокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъ­ект, объект, субъективное право и юридическую обязанность. Все элементы структуры налогового правоотношения направлены на достижение целей налоговой деятельности государства — своевре­менное и полное поступление обязательных платежей в казну при одновременном соблюдении прав налогоплательщиков. Вместе с тем каждый элемент выполняет и самостоятельные, только ему присущие функции, обусловленные спецификой конкретного на­логового правоотношения, в рамках которого этот элемент функ­ционирует. В налоговом правоотношении все элементы тесно взаимосвязаны, и только в совокупности они способны вызывать к жизни и обеспечивать функционирование налоговых правоот­ношений. Наличие такого состава позволяет налоговому правоот­ношению выполнить все функции, возложенные на него в меха­низме налогово-правового регулирования.

Налоговое правоотношение, как отмечалось выше, выступает способом реализации нормы налогового права и в этом качестве выполняет следующие функции:

1) конкретизирует круг лиц, на которых распространяет свое Действие норма налогового права, что придает налоговому право­отношению индивидуальную определенность;

2)переводит налоговые права и обязанности в плоскость нало-гово-правового статуса конкретных субъектов. Особенностью на­логовых правоотношений здесь может выступать необходимость или возможность изменения состава налогового правоотношения с учетом определенных условий его осуществления (например, особенности имеют правоотношения с участием налоговых аген­тов, правоотношения по ведению налогового учета бюджетными учреждениями);

3)создает конкретные ситуации для реализации мер государст­венного принуждения и реализации налогово-правовых санкций в случаях нарушения налогового законодательства.

В содержание налогового правоотношения входят права и обя­занности его участников. Содержание налогового правоотноше­ния формируется в результате действия юридических норм, воле­изъявления его участников, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов. Большинство налоговых правоот­ношений возникает на основании действия норм налогового пра­ва: например, установление НК РФ различных видов налогов и введение их в действие обязывают субъектов, имеющих в собст­венности налогооблагаемые объекты или совершающих налогооб­лагаемые действия, перечислять часть своих доходов в казну госу­дарства. Отдельные налоговые правоотношения возникают в ре­зультате проявления воли одной из сторон: инициатива со стороны налоговых органов по проведению дополнительной на­логовой проверки; подача налогоплательщиком заявления о воз­врате излишне уплаченной суммы налога и др. Также налоговые правоотношения могут возникать на основании решений право­применительных органов: так возникают охранительные правоот­ношения по привлечению виновного налогоплательщика к ответ­ственности, правоотношения по приостановке операций по сче­там налогоплательщика в кредитной организации и т. д.

Для возникновения и развития налогового правоотношения одновременное наличие всех перечисленных оснований не обяза­тельно.

Наряду с отмеченными на процессы возникновения и функ­ционирования налоговых отношений влияют также качество тол­кования и разъяснения действующих законов, способы конкрети­зации положений налогового законодательства в юридических актах последующего уровня, мера доступности налогоплательщи­ку юридической информации, уровень правовой культуры в об­ществе.

Тем не менее в рамках как законотворческого, так и правопри­менительного процесса в налоговой сфере имеет место ряд недо­статков: у законодателя отсутствуют четкие реальные стратегиче­ские ориентиры, в тексте НК РФ не обозначены цели правового регулирования, не всегда верно выбирается форма правового закрепления элементов налогов или сборов и т. д. Устранение на­званных недостатков напрямую связано с необходимостью выяв­ления закономерностей нормативного закрепления налоговых от­ношений, правильной системной организацией правовых средств, объединением их в логические комплексы (налоговые режимы), адекватным воздействием на поведение субъектов, оптимизацией сочетания элементов положительного и отрицательного правосо­знания.

В условиях изменений, коснувшихся практически всех сторон налоговой деятельности государства, требуется создание макси­мально эффективных правовых механизмов управления этими процессами. Налоговое регулирование испытывает влияние не только юридических, но и социальных, экономических и полити­ческих факторов, вследствие чего принимаемые налоговые нормы порождают не только позитивные, но и негативные последствия.