Например.
Упражнения на распознавание объектов
1. Призма имеет 18 граней. Какой многоугольник лежит в основании?
2. Существует ли призма, у которой только одно боковое ребро перпендикулярно плоскости основания?
3. Будет ли призма прямой, если у неё: а)все ребра равны; б) все боковые грани квадраты?
4. Существует ли треугольная призма, у которой только одна грань является прямоугольником?
5. Существует ли призма, у которой 14 рёбер?
6. Верно ли, что понятия «правильная четырёхугольная призма» и «прямоугольный параллелепипед» определяют одно и то же понятие?
Упражнения на выведение следствий из принадлежности объекта данному понятию.
1. Основанием прямой призмы является параллелограмм со сторонами 6 см, 8 см и углом . Диагональ меньшей боковой грани образует с боковым ребром угол 450. Вычислите:
а) диагонали оснований, высоту и диагонали призмы;
б) углы, которые образуют диагонали призмы с плоскостью основания;
в) угол между диагональю большей боковой грани и боковым ребром;
г) площади диагональных сечений.
Упражнения на дополнение условий.
К таким упражнениям эффективно отнести различные задачи-софизмы, которые благоприятствуют выявлению и глубокому пониманию понятия и всех его элементов. В результате работы с такими задачами ученики самостоятельно делают выводы и устанавливают связи и отношения между понятием и другими понятиями, выводят следствия из него.
Задача-софизм по теме «Призма».
В ниже приведённых предложениях найдите неправильные утверждения.
1. Призма – это многогранник, у которого две грани равные многоугольники, а остальные параллелограммы.
2. Призма правильная, если все её ребра равны.
3. Призма правильная, если все её ребра равны.
4. В произвольной призме все боковые грани – равные прямоугольники.
5. Частным случаем призмы является параллелепипед.
6. Если одно боковое ребро призмы не перпендикулярно плоскости основания, то призма наклонная.
Последний этап - применение в конкретных ситуациях. На этом этапе осуществляется знакомство с эквивалентными определениями понятия, его признаками, используют изученные свойства и признаки. Ученики отрабатывают умение переходить от понятия к существенным признакам и наоборот, переосмысливать объекты с точки зрения других понятий. Задача этого этапа – формировать осознанное понимание роли изученного понятия в системе математических знаний.Чем более абстрактно понятие, тем более разнообразной конкретизации оно требует для его усвоения. Важно учить распознаванию понятия и работе с ним все в новых и новых ситуациях.
Упорядочение задач может быть осуществлено с помощью обобщения и конкретизации, привлечения аналогии, с помощью взаимно-обратных задач. Блоки задач могут конструироваться следующим образом:
а) результаты решения предыдущей задачи используются при решении следующей;
б) результаты решения предыдущей задачи используются в условии следующей;
в) предыдущие задачи являются элементами следующей.