Соединение шпоночное

Нерезьбовые разъемные соединения.

Шпоночное соединение — соединение деталей, осуществляемое посредством шпонки, которая устанавливается в шпоночном пазу вала и входит в шпоночную канавку присоединяемой детали.

С помощью этого вида соединения осуществляется соединение вала с посаженной на него деталью (шкивом, зубчатым колесом, маховиком, втулкой и т.д.).

Шпоночные пазы (канавки) прорезают в соответствии с формой шпонки, посредством которой осуществляется соединение. Форма и размеры шпонок стандартизованы. По форме шпонки различаются на призматические (со скругленными и нескругленными торцами), сегментные и клиновые. Размеры шпонок, шпоночных канавок на валу и соединяемой детали выбирают в зависимости от диаметра вала, входящего в соединение (см. таблицу).

Таблица. Шпонки призматические

 

Сборочный чертеж шпоночного соединения, содержащий фронтальный разрез и сечение по А-А, выполняют в следующей последовательности:

1. Изображают вал, выявляя форму шпоночной канавки.

2. Изображают шпонку, помещенную в шпоночную канавку на двух изображениях.

3. Изображают втулку, показывая зазор (небольшой промежуток) между верхней плоскостью шпонки и дном канавки во втулке.

4. Наносят обозначение сечения.

На фронтальном разрезе шпоночного соединения шпонка и вал показаны нерассеченными. Эта условность принята для непустотелых деталей, попадающих в секущую плоскость, которая проходит вдоль них.

Все рассмотренные виды соединений имеют так называемые сопрягаемые поверхности. К сопрягаемым поверхностям относятся поверхности, которые взаимодействуют с поверхностями других деталей. Например, в шпоночном соединении сопрягаемыми поверхностями будут являться боковые поверхности шпонки и шпоночных канавок вала и втулки. Это означает, что они должны быть согласованы по размерам, поскольку находятся во взаимодействии.