Стандартизованные самоотчеты

Основные типы психодиагностических методик

Требования к психодиагностическим методикам.

1. Объективные тесты, в процессе выполнения которых ис­пытуемый должен дать правильные ответы на предлагаемые за­дания

2. Стандартизованные самоотчеты: тесты-опросники, открытые опросники и шкальные опросники;

3. Проективные методики;

4. Аппаратурные методики;

5. Диалогические методики.

1. Объективные тесты. Наиболее часто используются тесты интеллекта. При их выполнении испытуемый должен решать логические, арифметические, пространственные задачи. Время выполнения заданий в большинстве объективных тестов ограничено.

1) Тесты-опросники — это списки вопросов или утверждений с заданными вариантами реакций (ответов) испытуемого на них: -«верно» или «неверно» (опросник MMPI) - «да», «иногда», «нет» (опросник 16 PF).

2) Открытые опросники представляют собой анкеты, списки вопросов или неоконченных предложений.

3) Шкальные техники -испытуемому предлагается оценить себя по одной или нескольким шкалам.

3. Проективные методики Инструкции проективных тестов предлагают человеку «спроецировать» себя в заданную стимульную ситуацию и создать на ее основе некоторый индивидуальный продукт в виде текста, рисунка, рассказа, эмоционального состояния и пр (тест цветовых выборов Люшера и рисунок несуществующего животного. ).

4. Аппаратурные методики Предполагают использование специальной аппаратуры для изучения индивидуально-психоло­гических особенностей испытуемого

5. Диалогические методики. Предполагают непосредственный контакт психодиагноста и испытуемого.