Стандартизованные самоотчеты
Основные типы психодиагностических методик
Требования к психодиагностическим методикам.
1. Объективные тесты, в процессе выполнения которых испытуемый должен дать правильные ответы на предлагаемые задания
2. Стандартизованные самоотчеты: тесты-опросники, открытые опросники и шкальные опросники;
3. Проективные методики;
4. Аппаратурные методики;
5. Диалогические методики.
1. Объективные тесты. Наиболее часто используются тесты интеллекта. При их выполнении испытуемый должен решать логические, арифметические, пространственные задачи. Время выполнения заданий в большинстве объективных тестов ограничено.
1) Тесты-опросники — это списки вопросов или утверждений с заданными вариантами реакций (ответов) испытуемого на них: -«верно» или «неверно» (опросник MMPI) - «да», «иногда», «нет» (опросник 16 PF).
2) Открытые опросники представляют собой анкеты, списки вопросов или неоконченных предложений.
3) Шкальные техники -испытуемому предлагается оценить себя по одной или нескольким шкалам.
3. Проективные методики Инструкции проективных тестов предлагают человеку «спроецировать» себя в заданную стимульную ситуацию и создать на ее основе некоторый индивидуальный продукт в виде текста, рисунка, рассказа, эмоционального состояния и пр (тест цветовых выборов Люшера и рисунок несуществующего животного. ).
4. Аппаратурные методики Предполагают использование специальной аппаратуры для изучения индивидуально-психологических особенностей испытуемого
5. Диалогические методики. Предполагают непосредственный контакт психодиагноста и испытуемого.