Методология должна помочь дизайнеру выстроить любой технологический процесс с позитивным результатом, ценным для социально-экономического развития регионов страны.
Для многонациональной страны
Поиск универсальной модели, важной
НИД творческой кафедрыдолжна иметь стержень=вектор исследований. В идеале, эпицентром лаборатории НИД должны быть научные школы, концептуальные образовательные модули педагогов-экспериментаторов.Важно укоренить на творческой кафедре вектор сложно структурированных исследований.
Цель - создать технологический модуль российского дизайна. Это возможно, если будет разработана своя методологическая матрица. Несомненно, с учётом зарубежного опыта.
Методология – научно-теоретическая основа профессиональной деятельности. Это своеобразный комплекс образовательных методик, мульти-технологий передачи знаний, практических заданий, формирующих квалификационный навык.
· Новый вектор исследований должен отличаться от устаревшего стандарта поисковой работы студента на этапе предпроектной подготовки.
· студент сегодня не должен брать готовый аналог, а обязан представить результат научного поиска (не аналога!) в виде конкретного источника для проектной разработки.
· источником для российского дизайнера являются:
Ø природное наследие – в виде ландшафтов или представителей флоры, фауны;
Ø массив культурного наследия народов России;
Ø этнохудожественное наследие в массиве НХК;
Ø графическая культура как особый вид достижений народов России в структуре изобразительного творчества.
Тематика исследований для магистров и аспирантов должна выявлять новые возможности для развития научных направлений российского дизайна. Например:
ÿ дизайн и этноискусствоведческий анализ наследия;
ÿ дизайн и региональный стиль объектов туристического маршрута;
ÿ дизайн и региональный стиль индустрии моды;
ÿ дизайн и театр: региональный стиль сценографии и сценического костюма;
ÿ дизайн и печатная продукция, популяризирующая достижения региональной графической школы;
ÿ дизайн и перформативное искусство (performings Art).
У каждой научной школы или концептуального/теоретического вектора есть свой автор (основоположник направления) или его последователи. Студенты должны иметь возможность выбора той или иной авторской методики на каждом семестре. Это даёт возможность приобщения к разным школам, методам исследования, продуктивности результатов в реальных секторах социально-экономического развития РФ.
В перспективе российская модель дизайн-образования обретет устойчивую теоретико-методологическую платформу и высокий международный рейтинг. Мы уверены, что российский региональный вектор исследований достойно дополнит европейский базис научных направлений в дизайне.
Вышеназванные научные направления дизайна предопределяют усиление роли национально-культурного, этнохудожественного, семантико-семиотического и метафорического компонентов учебного процесса.
Уточним, что образовательная инновация для студентов кафедры дизайна называется:
ÿ методика освоения этнохудожественного и графического наследия и конвертация его кодов в индустрию регионов России.
Рекомендуемая литература