Формы политического режима

 

Политический режим - совокупность методов и приемов осуществления политической власти, отношение власти к своим гражданам.

Определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

Включает в себя следующие признаки:

- степень участия народа во власти;

- соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

- положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

- соотношение ветвей власти;

- тип политического поведения; характер политического лидерства;

- доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

- политическое и юридическое положение и роль в обществе карательных органов (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

- мера политического плюрализма.

 

Любая власть заботится о стабильности политического режима. Стабильный политический режим существует только в тех странах, где в силу различных обстоятельств сложился устойчивый баланс политических сил и среди них достигнуто национальное согласие.

Многие выдающиеся деятели предлагали свой подход к классификации политических режимов. Аристотель: правильные (монархия, аристократия и полития) и неправильные (тирания, олигархия и демократия).

Сейчас выделяют демократические и антидемократические режимы.

Антидемократические режимы устанавливаются и эффективно действуют в революционные, кризисные периоды и следующие за ними периоды гражданских войн.

Тоталитарный политический режим:

- полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни, в том числе, и над личной жизнью;

- слияние партийного и государственного аппарата;

- единая массовая партия, отсутствие политической оппозиции;

- харизматический лидер, культ личности;

- единая официальная идеология,

- монополия власти на СМИ, жесткая цензура;

- массовые репрессии, наличие «врага народа»;

- развитый карательный аппарат;

- милитаризация экономики;

- подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод;

- приоритет решения партии над правом;

- достаточно низкий уровень жизни основных слоев населения.

Предпосылки установления:

- полный кризис во всех сферах общества и государства;

- общая и политическая безграмотность населения;

- наличие харазматичной личности.

 

Причины недолговечности:

- смерть вождя;

- люди устают быть «винтиками» в машине государства;

- отставание страны от других государств.

 

 

Авторитарный политический режим:

- контроль над политической жизнью страны, невмешательство государства во внеполитические сферы жизни общества;

- носитель власти – правящая элита, отстранение граждан от власти; возможен культ личности;

- централизация, неподконтрольность власти;

- однопартийность, запрет политической оппозиции;

- потенциальная опора власти на силу;

- формальные права и свободы (фиктивные выборы).

Также выделяют:

Деспотический режим возник в древности, крайний произвол в управлении, бесправие подданных. Карательная политика.

Тиранический режим - единоличное правление, установленное насильственным, захватническим способом. Наказания осуществляются не только за деяния, но и за умысел. Если в деспотии произвол обрушивается, прежде всего, на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Как при тирании, так и при деспотии законы фактически не действуют. На первый план выступает принцип целесообразности, определяемый с точки зрения интересов правителя.

Военное правление - власть захватывают военные (военная хунта). Деятельность демократических институтов приостанавливается или резко ограничивается (режим государственного правления в Чили при Пиночете).

Теократический авторитарный режим - сосредоточение всей полноты власти в стране в руках фанатичного религиозного клана (политический режим в Иране после революции 1979 г. и прихода к власти Аятоллы Хомейни).

Персонифицированный режим - власть ненадолго принадлежит политическому лидеру, опирающемуся только на силовые структуры при отсутствии или неразвитости иных институтов власти.

Монархические авторитарные режимы (Саудовская Аравия, Марокко, Иордания и др.)

Неоавторитарные режимы - характеризуются наличием в стране многочисленных политических партий, оппозиции; системой выборов (Мексика). Однако результаты выборов чаще всего фальсифицируются.

 

Демократический политический режим:

- народ – источник власти;

- обеспечение демократических прав и свобод, приоритет прав личности;

- демократические (свободные выборы, ответственное назначение);

- конституционное разделение властей, система сдержек и противовесов;

- многопартийность, реальная политическая оппозиция, идеологическое многообразие;

- гласность, законность деятельности госаппарата, независимость судебной власти;

- ответственность государства перед своими гражданами и личности перед государством; ответственность (в том числе юридическая) должностных лиц;

- независимость средств массовой информации;

- многообразие форм собственности и их защита;

- доминируют методы убеждения, компромисса;

- приоритет международно-правовых норм.

 

Возникновение демократического политического режима в государстве обусловливается рядом экономических, политических, духовных предпосылок:

- легитимный характер политической власти и законность ее действий;

- отсутствие обязательной для всех членов общества официальной идеологии;

- наличие признаваемых государством возможностей для создания политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества (зафиксировано в законодательстве);

- роль и место политических партий в обществе должно определяться «привлекательностью» их политических платформ и практическими действиями, отражающими степень заинтересованности населения;

- оказавшиеся в меньшинстве оппозиционные силы не должны нести ответственности (политической, правовой, экономической, моральной и иной) за последствия официально проводимой государством политики;

- основная часть населения – средний класс;

- привычка к законопослушанию.

Проблемы демократического режима:

- чрезмерное социальное расслоение общества;

- вероятность охлократии;

- возможен высокий уровень правонарушений;

- безработица,

В истории были аристократическая демократия, олигархическая демократия, парламентская демократия, либеральная демократия.

Либеральная демократия затрагивает, прежде всего, экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. Человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. Приоритет личности.

Ценность индивидуализма, противопоставление коллективизму. Рынок требует равноправных, свободных и независимых партнеров.

Экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от своей опеки и открыто не вмешивается в экономическую жизнь людей. Оно лишь устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями и условий экономической жизни. При необходимости оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. Государственное вмешательство приобретает общественно-ориентированный характер:

- решение экологических проблем;

- участие в мировом разделении труда;

- предотвращение мировых конфликтов.

Демократия (народовластие) - прямая (непосредственной) и представительная.

Прямая демократия проводится в жизнь через институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

«+» прямой демократии – народ непосредственно выражает свои интересы; контроль за политической элитой и т.п.

«-» отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.

Представительная демократия осуществляется через представителей народа - президента, депутатов, которые выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

«+» представительной демократии – политикой занимаются профессионалы.

«-» неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а отдельных групп и т.д.