Формы политического режима
Политический режим - совокупность методов и приемов осуществления политической власти, отношение власти к своим гражданам.
Определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.
Включает в себя следующие признаки:
- степень участия народа во власти;
- соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;
- положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
- соотношение ветвей власти;
- тип политического поведения; характер политического лидерства;
- доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
- политическое и юридическое положение и роль в обществе карательных органов (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);
- мера политического плюрализма.
Любая власть заботится о стабильности политического режима. Стабильный политический режим существует только в тех странах, где в силу различных обстоятельств сложился устойчивый баланс политических сил и среди них достигнуто национальное согласие.
Многие выдающиеся деятели предлагали свой подход к классификации политических режимов. Аристотель: правильные (монархия, аристократия и полития) и неправильные (тирания, олигархия и демократия).
Сейчас выделяют демократические и антидемократические режимы.
Антидемократические режимы устанавливаются и эффективно действуют в революционные, кризисные периоды и следующие за ними периоды гражданских войн.
Тоталитарный политический режим:
- полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни, в том числе, и над личной жизнью;
- слияние партийного и государственного аппарата;
- единая массовая партия, отсутствие политической оппозиции;
- харизматический лидер, культ личности;
- единая официальная идеология,
- монополия власти на СМИ, жесткая цензура;
- массовые репрессии, наличие «врага народа»;
- развитый карательный аппарат;
- милитаризация экономики;
- подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод;
- приоритет решения партии над правом;
- достаточно низкий уровень жизни основных слоев населения.
Предпосылки установления:
- полный кризис во всех сферах общества и государства;
- общая и политическая безграмотность населения;
- наличие харазматичной личности.
Причины недолговечности:
- смерть вождя;
- люди устают быть «винтиками» в машине государства;
- отставание страны от других государств.
Авторитарный политический режим:
- контроль над политической жизнью страны, невмешательство государства во внеполитические сферы жизни общества;
- носитель власти – правящая элита, отстранение граждан от власти; возможен культ личности;
- централизация, неподконтрольность власти;
- однопартийность, запрет политической оппозиции;
- потенциальная опора власти на силу;
- формальные права и свободы (фиктивные выборы).
Также выделяют:
Деспотический режим возник в древности, крайний произвол в управлении, бесправие подданных. Карательная политика.
Тиранический режим - единоличное правление, установленное насильственным, захватническим способом. Наказания осуществляются не только за деяния, но и за умысел. Если в деспотии произвол обрушивается, прежде всего, на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Как при тирании, так и при деспотии законы фактически не действуют. На первый план выступает принцип целесообразности, определяемый с точки зрения интересов правителя.
Военное правление - власть захватывают военные (военная хунта). Деятельность демократических институтов приостанавливается или резко ограничивается (режим государственного правления в Чили при Пиночете).
Теократический авторитарный режим - сосредоточение всей полноты власти в стране в руках фанатичного религиозного клана (политический режим в Иране после революции 1979 г. и прихода к власти Аятоллы Хомейни).
Персонифицированный режим - власть ненадолго принадлежит политическому лидеру, опирающемуся только на силовые структуры при отсутствии или неразвитости иных институтов власти.
Монархические авторитарные режимы (Саудовская Аравия, Марокко, Иордания и др.)
Неоавторитарные режимы - характеризуются наличием в стране многочисленных политических партий, оппозиции; системой выборов (Мексика). Однако результаты выборов чаще всего фальсифицируются.
Демократический политический режим:
- народ – источник власти;
- обеспечение демократических прав и свобод, приоритет прав личности;
- демократические (свободные выборы, ответственное назначение);
- конституционное разделение властей, система сдержек и противовесов;
- многопартийность, реальная политическая оппозиция, идеологическое многообразие;
- гласность, законность деятельности госаппарата, независимость судебной власти;
- ответственность государства перед своими гражданами и личности перед государством; ответственность (в том числе юридическая) должностных лиц;
- независимость средств массовой информации;
- многообразие форм собственности и их защита;
- доминируют методы убеждения, компромисса;
- приоритет международно-правовых норм.
Возникновение демократического политического режима в государстве обусловливается рядом экономических, политических, духовных предпосылок:
- легитимный характер политической власти и законность ее действий;
- отсутствие обязательной для всех членов общества официальной идеологии;
- наличие признаваемых государством возможностей для создания политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества (зафиксировано в законодательстве);
- роль и место политических партий в обществе должно определяться «привлекательностью» их политических платформ и практическими действиями, отражающими степень заинтересованности населения;
- оказавшиеся в меньшинстве оппозиционные силы не должны нести ответственности (политической, правовой, экономической, моральной и иной) за последствия официально проводимой государством политики;
- основная часть населения – средний класс;
- привычка к законопослушанию.
Проблемы демократического режима:
- чрезмерное социальное расслоение общества;
- вероятность охлократии;
- возможен высокий уровень правонарушений;
- безработица,
В истории были аристократическая демократия, олигархическая демократия, парламентская демократия, либеральная демократия.
Либеральная демократия затрагивает, прежде всего, экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. Человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. Приоритет личности.
Ценность индивидуализма, противопоставление коллективизму. Рынок требует равноправных, свободных и независимых партнеров.
Экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от своей опеки и открыто не вмешивается в экономическую жизнь людей. Оно лишь устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями и условий экономической жизни. При необходимости оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. Государственное вмешательство приобретает общественно-ориентированный характер:
- решение экологических проблем;
- участие в мировом разделении труда;
- предотвращение мировых конфликтов.
Демократия (народовластие) - прямая (непосредственной) и представительная.
Прямая демократия проводится в жизнь через институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
«+» прямой демократии – народ непосредственно выражает свои интересы; контроль за политической элитой и т.п.
«-» отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.
Представительная демократия осуществляется через представителей народа - президента, депутатов, которые выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
«+» представительной демократии – политикой занимаются профессионалы.
«-» неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а отдельных групп и т.д.