Техника безопасности при выполнении грузовых операций на судах.

Цуцуцуцуцу

17737. Безопасность труда при грузовых операциях

Организация безопасности труда и руководство погрузочно-разгрузочными операциями возлагается на судне на одного из помощников капитана (обычно второ­го). В своей работе он должен руководствоваться ПТБ на судах морского флота, ПТБ в морских портах; при работе с опасными грузами — также Правилами мор­ской перевозки опасных грузов (МОПОГ).

Прежде чем приступить к грузовым операциям, ру­ководитель работ должен убедиться в исправности гру­зоподъемных устройств, приспособлений и такелажа, расставить по рабочим местам хорошо проинструктиро­ванный и обученный персонал, определить необходимое количество стропальщиков и сигнальщиков. В процессе работы необходимо обращать особое внимание на недо­пустимость перегрузки стрел, кранов и других грузо­подъемных устройств; на правильность обвязки и креп­ления грузов; на соблюдение работающими правил техники безопасности и применения ими защитных и предох­ранительных средств.

В районе производства работ палубу необходимо освободить от предметов, которые могут мешать выпол­нению работ и открыванию люков, в ночное время обес­печить соответствующее освещение и только после этого открыть люковые закрытия грузовых трюмов. При от­крывании и закрывании люков члены экипажа должны находиться от них, а также от канатов и блоков на безопасном расстоянии.

Переносные светильники не допускается выключать или поднимать из трюма до тех пор, пока в трюме или отсеке есть люди.

Открывать и закрывать механизированные люковые закрытия следует в соответствии с инструкцией по си­стеме конкретного судна, а также в соответствии с п. 2.5 ПТБ-85 (Работа с люковыми закрытиями и в трюмах) под руководством вахтенного помощника капи­тана. Секции люкового закрытия сразу после открыва­ния необходимо закрепить стопорными устройствами., которые должны быть устроены таким образом, чтобы для отдачи достаточно было усилий рук.

Так как грузовые операции относятся к категории работ повышенной опасности, к судовым грузоподъем­ным устройствам предъявляются специальные требова­ния при их изготовлении и при эксплуатации. Все судо­вые грузоподъемные устройства и канаты принимаются в эксплуатацию лишь после освидетельствования и ис­пытания Регистром. В промежутках между еже­годными освидетельствованиями текущий надзор за грузоподъемными устройствами, их деталями и каната­ми осуществляет судовая администрация с участием представителей судовой профсоюзной организации. При обнаружении малейших признаков повреждений кана­тов, а также деталей грузоподъемных устройств они изымаются из обращения и заменяются новыми.

Безопасность грузовых работ в большой степени за­висит от квалификации и дисциплинированности матро­сов. Поэтому к управлению механизмами допускаются только лица, имеющие соответствующие удостоверения, прошедшие специальное обучение, инструктаж.

Спускающихся для работы в трюм, заполнен­ный грузом, который может засасывать человека (зер­но, тальк, химические вещества), необходимо снаря­дить предохранительными поясами с закрепленными на палубе страховочными концами и держать под наблю­дением.

Лица, занятые на работах по перегрузке фумигированного зерна, химических и опасных грузов, должны быть обеспечены соответствующими средствами инди­видуальной защиты в зависимости от категории пере­гружаемого груза, проинструктированы и обучены на рабочих местах безопасным методам работы.

К опасным грузам относят вещества, которые при несоблюдении правил безопасности в судовых условиях могут послужить причиной пожара, взрыва, а также отравления и травмирования людей.

Поднимать грузы с помощью грузовой стрелы можно только при вертикальном положении грузового шкентеля, так как при косом его натяжении возникают силы, изменяющие характер усилий в грузовом устройстве, из-за чего может произойти авария.

Если груз раскачался, необходимо остановить его с помощью оттяжек.

Правилами техники безопасности запрещается под­тягивать грузы кранами и лебедками путем косого на­тяжения каната без применения канифас-блока или по­ворота стрелы, поскольку это может привести к аварии. Авария может также произойти при большом разгоне или внезапном торможении механизма поворота, изме­нении вылета или передвижении стрелы, а также при нарушении правил работы спаренными стрелами. Необ-

ходимо следить, чтобы угол между грузовыми шкенте­лями спаренных стрел., укрепленными на грузовом зве­не, не превышал 120° (если конструктивно не предус­мотрено иное), иначе могут возникнуть перенапряжения в элементах грузоподъемного устройства.

Во время работы грузового устройства опасно на­правлять канат руками, а также находиться на линии натяжения и вблизи натянутых канатов. Освобождать груз от стропов или захватных приспособлений можно тогда, когда груз остановлен и опущен на палубу. Если строп зажало, его следует освобождать осторожно, не выдергивая, во избежание развала штабеля.

Нельзя поднимать груз, находящийся в неустойчи­вом положении, заложенный другими грузами, засыпан­ный землей или примерзший к ней. Запрещается пере­мещать груз с находящимися на нем людьми. Развора­чивание и раскантовку груза на весу следует произво­дить только с помощью багров и оттяжек соответству­ющей длины после остановки груза и расположения его не выше I м от места укладки. Запрещается раскачи­вать груз для укладки его вне радиуса действия стрелы, останавливать раскачивающийся груз руками, а также поправлять стропы на весу. При горизонтальном пере­мещении груз можно проносить на высоте не менее 0,5 м от конструкций судна или встречающихся на пути предметов. Груз в трюмах нужно выбирать так, чтобы исключалась возможность падения отдельных его частей или штабеля.

При выполнении отдельных операций вручную необ­ходимо применять исправные средства малой механиза­ции (канифас-блоки, тали, тележки, блоки и т.д.).

Работы по выгрузке и погрузке тяжеловесных грузов с помощью судовых средств должны проводиться под непосредственным руководством капитана или старше­го помощника, в строгом соответствии с пп. 2.7.28—2.7.37 ПТБ-85. Допускаются к работе на тяжеловесных грузовых стрелах специально подготовленные для этого чле­ны экипажа, объявленные приказом по судну после сдачи экзамена.

После окончания грузовых операций все механизмы должны быть выключены, а рычаги управления постав­лены на стопоры. Запрещается оставлять в подвешен­ном состоянии груз, грейферы и другие грузозахватные приспособления.

При перевозке палубных грузов необходимо прини­мать дополнительные меры безопасности. Во время укладки грузов следует предусмотреть безопасные про­ходы для экипажа и свободный проход к опасным гру­зам, средствам пожаротушения, расположенным на па­лубе, а также к трапам, шлюпкам и лебедкам.

Все палубные грузы должны быть надежно закрепле­ны канатами, пропущенными сквозь специально пред­назначенные для этого рымы и обухи, и обтянуты тал­репами или специальными захватными рычагами. Для предотвращения смещения груза рекомендуется уста­навливать специальные упоры. Не разрешено крепить палубный груз, в том числе технику и контейнеры, стальными жесткими и растительными канатами, про­волокой, а также применять закрутки взамен талрепов или захватных рычагов. Найтовы следует заводить та­ким образом, чтобы была возможность безопасной и быстрой их отдачи. При получении неблагоприятного прогноза погоды, усилении ветра или зыби надо произ­вести внеочередной осмотр состояния крепления па­лубного груза и при необходимости усилить крепле­ние.

При укладке палубного груза по всей площади палу­бы должны быть установлены безопасные ограждения, переходы, устройство которых в отечественных портах возлагается на администрацию порта.

Переходные мостики с двусторонними ограждения­ми не ниже 1,1 м в виде двух лееров нужно укладывать поверх крепежных найтовов. Ответственность за устройство безопасных переходов по лесным грузам и трубам возлагается на старшего помощника капитана.

В последние годы широкое применение получили прогрессивные способы перегрузки грузов на специали­зированных судах: контейнеровозах, пакетовозах, рол­керах и т.д. Для обеспечения безопасности труда при грузовых операциях на этих судах имеются специаль­ные инструкции. При перевозке контейнеров на неспе­циализированных судах необходимо руководствоваться правилами безопасности при транспортировке обычных грузов с соблюдением некоторых дополнительных требо­ваний.

При перевозке контейнеров наиболее подготовленные члены экипажа судна обязаны регулярно проверять состояние креплений контейнеров. Подниматься во вре­мя хода судна на верхний ярус контейнеров можно только в случае крайней необходимости с разрешения капитана и при условии хорошей погоды.

На обледенелые контейнеры подниматься не разре­шается.

Подниматься на крыши контейнеров или спускаться с них следует по стационарным судовым конструкциям или устройствам, специально предназначенным для безопасного перехода с них на любой ярус контейнеров. Для доступа на первый ярус контейнеров разрешается применять переносные трапы, имеющие противосколь­зящие башмаки и устройства для крепления за контей­неры.

Все работы, проводимые на контейнерах, рассматри­ваются как работы, выполняемые на высоте, с соблюде­нием соответствующих мер безопасности.

Большую опасность представляют грузовые операции в море и на открытых рейдах. В этом случае капитан судна обязан принять меры по обеспечению безопасно­сти операции в целом, т. е. выбрать место стоянки судна и грузовых плавсредств, обеспечить готовность срочного отхода и т. д.

Швартовные и грузопассажирские операции в откры­том море и на рейдах разрешаются только в тихую погоду при наличии надежной кранцевой защиты судов. Если суда ошвартованы лагом, а погода внезапно на­чинает ухудшаться, то грузовые операции должны быть немедленно прекращены, а ошвартованное плавсредство должно отойти от судна. При зыби, превышающей 4 балла, все плавсредства, не успевшие отойти от судна, должны стать на бакштов под кормой судна.

Если судно вынуждено оставить рейд и если невоз­можно увести плавсредства в укрытие или поднять их на борт, капитан обязан принять на борт всех людей (членов команд и пассажиров), а плавсредства поста­вить на якорь. По возможности капитану разрешается все плавсредства взять на буксир судна.

При перевалке грузов с малых судов (лихтеров, барж, плашкоутов) на судно или наоборот грузовое устройство испытывает большие динамические нагрузки из-за рывков, связанных с качкой судов. Лихтер или баржа могут стремительно изменить свое положение относительно судна, поднимаясь или опускаясь на волне. При этом возможны удары грузов о судно или плав­средство, обрыв грузового шкентеля или даже разру­шение грузоподъемного устройства. Во избежание ава­рии необходимо следить за тем, чтобы шкентели не по­лучали неожиданно слишком большой слабины с после­дующим резким натяжением.

В связи с особенностью производства работ на от­крытых рейдах к ним следует допускать только опытных сигнальщиков и лебедчиков, имеющих специальные удостоверения.