Работы внутри грузовых танков, топливных цистерн и в других замкнутых помещениях.

Эти работы производятся с разрешения капитана. Руководят ими и несут ответственность старший помощник капитана и старший (главный) механик.

Спускаться в закрытые, плохо вентилируемые помещения (трюмы, танки, двойное дно, выгородки вибраторов, шахту лага, питьевые и другие цистерны, пики, коффердамы) разрешается только после предварительного тщательного проветривания и инструментального замера состава воздушной среды. В такие помещения запрещается входить одному человеку без специально назначенного наблюдающего, находящегося вне этого помещения (у входа). Входящий должен надеть предохранительный пояс с лямками и сигнальным концом (линем), второй конец пояса должен находиться у наблюдающего — дежурного у горловины.

В случае срочной необходимости, когда нет времени для достаточного проветривания, вход в указанные помещения разрешается только в изолирующих аппаратах или в шланговых противогазах с подачей воздуха.

Запрещается спуск людей в неосвещенные трюмы и твиндеки. При отсутствии освещения допускается спускаться в трюм, используя для освещения люстры, аккумуляторные электриче­ские фонари или взрывобезопасные фонари — в зависимости от рода груза.

Каждый член экипажа (или должностное лицо, находящееся на судне) перед спуском в трюм обязан докладывать об этом вахтенному помощнику капитана и спускаться в трюм только с его разрешения. Спускаться в трюм и подниматься из него следует по одному. Запрещается спускаться в трюм и подниматься из него с какими-либо предметами в руках, а также во время подъема и спуска грузов или грузозахватных приспособлений и открытия-закрытия люковых секций.

Безопасность всех работ по подготовке судна к газовой обработке (фумигации), а также проведение мероприятий, подлежащих выполнению силами и средствами судовой команды после газовой обработки судна, обеспечиваются в соответствии с инструкциями для фумигационных отрядов пограничной государственной инспекции по карантину растений.

Зачистные работы в емкостях морских судов и работы в недегазированных танках относятся к категории особо опасных для судна и экипажа работ и должны выполняться в строгом соответствии с требованиями Правил техники безопасности и производственной санитарии при зачистных работах в судовых емкостях из-под нефти, нефтепродуктов, жиров и других грузов.

Старший помощник капитана несет ответственность за безопасность труда при зачистке, мойке и дегазации танков, а также осуществляет непосредственное руководство работами и лично про­водит инструктаж и обучение по технике безопасности на рабочем месте.

Старший (главный) механик судна несет ответственность за безопасность труда при дегазации насосного отделения и топливных отсеков в машинном отделении. Электромеханик или лицо, его заменяющее, несет ответственность за исправность взрыво-безопаспых фонарей и электрических воздуходувок для подачи воздуха в маски.

Командный состав должен быть обучен обращению с перевозимыми химическими грузами, знать их свойства и особенности и иметь навык в выполнении аварийных операций в случае утечки, разбрызгивания или воспламенения груза, а также инструктировать членов экипажа по этим вопросам.