Корковая мозаика и доминанта, условия ее выработки и нарушения

В ходе производственного обучения в коре головного мозга формируются центры, которые регулируют выполнение тех или иных рабочих движений или приемов. Возникает своеобразный очаг возбуждения, который «отвечает»за осуществление того или иного конкретного действия. И.П.Павлов сравнивал кору головного мозга с грандиозной мозаикой, грандиозной сигнализационной доской. Причем, на этой доске постоянно остаются огромные запасы пунктов для принятия новых сигнальных раздражителей.

Корковая мозаика - это распределение процессов возбуждения и торможения между миллиардами нервных клеток. Корковая мозаика находится в непрерывном развитии и совершенствовании, благодаря чему она обладает колоссальными возможностями: человек в течение всей жизни узнает и усваивает новое, изменяет, совершенствует и приобретает различные навыки. Однако если приходится ранее приобретенный навык заменять новым, то возникает конфликт между старыми и новыми рефлексами на один и тот же раздражитель. Этот конфликт преодолевается на нейрофизиологическом уровне благодаря координации, т.е. подчинению одного рефлекса другому с помощью торможения.

В результате анализа и синтеза возбуждения кора головного мозга устанавливает, какой рефлекс в данной конкретной ситуации имеет для организма первостепенное значение, и создает для его возбуждения силовое превосходство. Этот рефлекс становится временно господствующим, т.е. доминантой. Он имеет в своем нервном центре наиболее сильное возбуждение, а конкурирующие (антагонистические) рефлексы блокируются с помощью торможения. Кроме того, доминанта вовлекает в главный очаг возбуждения все слабые нервные импульсы блокированных рефлексов, в результате чего значительное количество нервных клеток работает в одном и том же ритме и темпе.

Доминанта - это временно господствующий очаг возбуждения в коре больших полушарий головного мозга, объединяющий функционально совокупность нервных центров. Она обеспечивает слаженность работы всего нервно-двигательного аппарата, эффективность его использования.

Доминанта формируется в процессе обучения, тренировки. При утомлении или длительном отсутствии тренировки она может нарушаться, в результате чего в работе человека обнаруживаются нерешительность, лишние движения, повышается уровень возбуждения конкурирующих рефлексов, ведущий к дискоординации деятельности центральной нервной системы. Учение о доминанте разработано советским физиологом А.А.Ухтомским.