Введение

Градостроительное законодательство в современной России начало формироваться с 1990-х гг., когда появилась многоукладная экономика и значительно усложнились отношения между различными субъектами градостроительной деятельности.

Суть любого градостроительного права в разрешении конфликтов, возникающих между городским сообществом и интересами частных лиц, между самими частными лицами. В условиях плановой экономики при отсутствии частной собственности на землю необходимости в правовом регулировании градостроительной деятельности не возникало, достаточно было наличия ряда норм технического характера, регулирующих процесс застройки. Государство, бывшее в одном лице одновременно и собственником земли, и собственником объектов недвижимости, и единственным застройщиком, и регулятором градостроительной деятельности, использовало административные инструменты для сглаживания возникающих противоречий.

Иная ситуация сложилась к началу 1990-х гг., когда в городскую жизнь активно вторглись новые отношения в экономике, которые потребовали переосмысления наработанных десятилетиями регулятивных механизмов. Очевидно, что для решения создавшихся проблем было недостаточно одних нормативных документов, потребовалось создание новой для отечественной правовой системы отрасли законодательства – градостроительного права.

На каждом этапе развития градостроительного законодательства перед Законодателем ставились различные задачи.

Первый в современной России Закон об основах градостроительства №3295-1 от 13.07.1992г. - устанавливал основные понятия градостроительной деятельности в стране

В соответствии с ним, градостроительство в Российской Федерации - деятельность по пространственной организации систем расселения, направленная на развитие городов и других поселений, создание условий для их территориального развития, формирование производственной, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, строительство, реконструкцию, ремонт и реставрацию, переоборудование, модернизацию, иное функциональное изменение зданий, сооружений и их комплексов, объектов благоустройства, озеленение, изменение размеров и границ земельных участков и другой недвижимости.

Основными направлениями градостроительной деятельности в соответствии с законом 1992г. являлись:

территориальная организация расселения, размещение производительных сил, устойчивое развитие городов, других поселений и их социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом состояния окружающей среды;

экологически безопасное развитие городов, других поселений и их систем, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное физическое и духовное развитие;

планировка, застройка, реконструкция, благоустройство и озеленение городов, других поселений и их систем;

рациональное землепользование, охрана природы, ресурсосбережение, инженерная подготовка городов, других поселений и защита территорий от опасных природных и техногенных процессов;

развитие санаторно-курортных и других рекреационных территорий;

сохранение, восстановление и защита историко-культурного наследия, памятников градостроительства, архитектуры и монументального искусства, ландшафтов и других охраняемых территорий.

Вышедший на основе закона 1992г. закон «Об архитектурной деятельностью в РФ» 169-ФЗ от 1995г. - уточнял, в соответствии с международной практикой архитектурную деятельность, с введением понятия предмета этой деятельности, лицензирования, авторского права и многие другие правовые нормы.

Первый комплексный Градостроительный кодекс 73-ФЗ от 03.05.1998г. - структурировал понятие градостроительной деятельности, градостроительной документации, градостроительной политики в стране и др. Из-за отсутствия финансирования и обязательности применения норм закона он фактически не выполнялся.

Градостроительная деятельность в соответствии с Кодексом 1998г., это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений.

Согласование государственных и общественных интересов в области градостроительной деятельности обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особому регулированию, по Кодексу, подлежала градостроительная деятельность в случаях, если без введения специальных правил использования территории обеспечение частных, общественных или государственных интересов в области градостроительства невозможно или затруднено.

Градостроительный кодекс 190-ФЗ от 29.12.2004г. был направлен на запуск земли в коммерческий оборот. Приватизация земли, выкуп, продажа стали возможными на основе законодательного акта. С этой целью законодательно уровням власти вменялась в обязанность разработка документов территориального планирования, основной целью которых является межевание территории. В соответствии с Градостроительным кодексом эта задача будет выполнена на территории РФ в 2012 году.

Проектно-строительный комплекс, набрав к 2008 году значительный оборот, требовал уточнения различного рода положений, отношений между субъектами градостроительной деятельности и т.п. Результатом этого явилась 41 поправка в ныне действующий кодекс. Ни сам Кодекс, ни поправки не в состоянии отразить всё многообразие положений, отношений в проектно-строительном комплексе страны, т.к. по духу и букве Закона он изначально был сориентирован на приватизационные принципы.

В настоящее время законодательная база градостроительства является сдерживающим фактором развития отрасли и не допускает сближения с законодательной базой Всемирной Торговой Организации.

За время реализации положений Градостроительного кодекса не создано комплексное градостроительное законодательство, которое в настоящее время представлено лишь двумя ФЗ – собственно Кодексом и законом «Об архитектурной деятельности».

Не реализован национальный проект «Доступное и комфортное жильё» - градостроительное законодательство не создало базы для решения всех проблем по доступности жилья.

Положения Кодекса выхолащивают из градостроительной документации комплексный характер, свойственный самой природе градостроительной деятельности и с успехом реализуемый в зарубежной практике.

Снижение инвестиционной активности в градостроительной деятельности сдерживает развитие территорий. Процедуры выделения земли, разработки документации для строительства, прохождение согласований, требования законов по пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия и т.п. требований, не увязанных с нормативами проектирования и не согласованных между собой, выстраивает путь от принятия решений инвестором о строительстве до его начала на долгие годы.

За годы действия положений Градостроительного кодекса РФ (2005-2012гг.) в него 41 раз вносили поправки. В итоге документ стал излишне громоздким и трудночитаемым. Суть основных положений Кодекса оказалась затеряна между многочисленными процедурами и частностями.

Излишняя децентрализация территориального планирования, закреплённая Кодексом, привела к тому, что самая большая в мире страна не имеет внятной концепции пространственного развития.

Анализ зарубежной практики формирования законодательной базы, градостроительной политики государств, направленной на территориальное единство страны, создание условий для воспроизводства главного инновационного ресурса экономики – человеческого капитала, показывает о необходимости изменения парадигмы Кодекса, с последующим развитием Свода законов о градостроительной деятельности нового этапа развития страны.