Й учебный вопрос: Типология информационных ресурсов образовательного назначения

Основная часть

Введение

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ.

Важнейшим вопросом любой науки является типология изучаемых данной наукой объектов. С момента начала первых работ
в области создания программных средств для учебного процесса
и до настоящего времени в педагогической литературе используются различные понятия для обозначения подобных программ
(программных систем); «обучающие программы», «компьютерные обучающие программы», «автоматизированные обучающие
системы», «педагогические программные средства», «программные средства учебного назначения», электронные средства (издания) учебного (образовательного) назначения и т. д.

По отношению к информационным ресурсам образовательного назначения решение вопроса типологии является очень
непростым делом, однако крайне необходимым, так как отнесение конкретного программного средства к некоторому типу
определяет педагогическую целесообразность и сферу его использования в образовательном процессе.

 

Рассматривая вопросы типологии, нельзя не отметить тот факт, что скорость появления новых названий и определений в этой предметной области практически сопоставима со скоростью происходящих изменений. В настоящее время спектр возможных видов использования средств ИКТ настолько широк, что возникает необходимость в некотором обобщенном понятии. Таким понятием может быть понятие «информационные ресурсы образовательного назначения» (рисунок 1).

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 ― Типизация информационных ресурсов
образовательного назначения по технологическому признаку

 

Информационные образовательные ресурсы могут быть динамическими и статическими. Динамическими ресурсами будем называть те ресурсы, которые можно изменить, внести дополнения, коррективы и т. п., а статическими образовательными ресурсами будем называть те ресурсы, которые уже не подлежат изменению. К ним относятся электронные издания учебного или образовательного назначения, изданные на CD-ROM, в которые уже нельзя внести коррективы, их можно только переделать и издать снова.

В последнее время фирмы, которые специализируются на издании электронных средств образовательного назначения, предусматривают в своих программных продуктах доступ в Интернет на соответствующий сайт, где можно получить дополнительную информацию, новые задачи и задания и т. п.

Таким образом, информационные ресурсы образовательного назначения могут быть реализованы не только на жестких носителях, CD-ROM, DVD, различных дискетах, но и распределены в локальных или глобальной сетях на специальных образовательных сайтах. Следовательно, эти ресурсы по технологическому признаку можно разделить на те ресурсы, которые могут размещаться в сетях и быть доступными многим пользователям одновременно, и на локализованные ресурсы.

Распределенные информационные образовательные
ресурсы — это те ресурсы, которые распределены в локальной или глобальной сетях. В глобальной компьютерной сети
располагается огромное количество самой разнородной информации, которая предназначена для самых различных категорий пользователей. Вместе с тем в учебных, образовательных, воспитательных целях могут быть использованы далеко не все информационные ресурсы Интернета.

Локализованные ресурсы — это те ресурсы, которые
хранятся на жестких носителях, CD-ROM, DVD, различных
дискетах и т. п. Информационные ресурсы реализуются чаще
всего в виде электронных изданий учебного (образовательного) назначения или электронных средств учебного (образовательного) назначения.

Электронное издание учебного назначения (ЭИУН) или электронное средство учебного назначения (ЭСУН) — учебное средство, реализующее возможности средств ИКТ и ориентированное на выполнение следующих функций: предоставление учебной информации с привлечением средств технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, геоинформационных; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль результатов обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением.

В зависимости от используемых технических возможностей электронные средства учебного назначения позволяют:

· организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению
знаний;

· применять весь спектр возможностей современных информационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе таких, как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторных стендов, виртуальных лабораторий;

· диагностировать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;

· управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;

· создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности обучаемых, самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

· использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипермедиа, гипертекст, геоинформационные технологии;

· работать в сети, обеспечивая управление информационными потоками;

· манипулировать информацией, видоизменять представленную информацию по разным параметрам;

· выбирать необходимую линию развития рассматриваемого сюжета (текст, видеосюжет, графика, анимация, управление работой различных устройств, лабораторных стендов и т. д.).

Важнейшей функцией этих средств является представление на экране в различной форме учебной информации, что позволяет: инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и (или) навыков учебной или практической деятельности; эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение; активизировать познавательную деятельность обучаемых; формировать и развивать определенные виды мышления.

Указанные возможности представления в электронных средствах учебного назначения информации различного вида, их огромные выразительные возможности сами по себе не обеспечивают и не гарантируют педагогической эффективности от их использования в образовательном процессе. Несмотря на отмеченный многолетний опыт использования разнообразных типов электронных средств образовательного назначения в учебных целях как в отечественной, так и в зарубежной школе, потенциальные возможности этих средств остаются неисчерпанными. На практике их эффективность в полной мере не реализована даже в учебных заведениях, оснащенных (самыми современными компьютерами и имеющими полно ценный доступ в Интернет. Для устранения этого противоречия необходимо прежде всего опираться на теоретические основы, раскрывающие целесообразность создания и применения электронных средств и изданий в образовании,
выявляющие методические цели их использования.

К важнейшим методическим целям, достижение которых может быть обеспечено в случае использования ЭИУН (ЭСУН), могут быть отнесены следующие:

· индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного выполнения
заданий различной степени сложности);

· осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (констатация причин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев) по результатам обучения (учебной деятельности) и оценкой результатов учебной деятельности;

· осуществление самоконтроля и самокоррекции, тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки учащихся;

· высвобождение учебного времени за счет выполнения
трудоемких вычислительных работ и деятельности, связанной с числовым анализом;

· расширение изобразительных средств за счет компьютерной визуализации учебной информации;

· моделирование и имитация изучаемых или исследуемых
объектов, процессов или явлений при проведении лабораторных работ (например, по физике, химии, экологии) в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента;

· создание и использование информационных баз данных,
необходимых в учебной деятельности, и обеспечение доступа
к сети информации;

· усиление мотивации обучения за счет изобразительных
средств, использования игровых ситуаций;

· вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного
материала;

· развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

· формирование умения принимать оптимальное решение
или вариативные решения в сложной ситуации;

· формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры обучаемого и обучающего.

В образовательном процессе зачастую рассматриваются
электронные издания (средства образовательного назначения, реализующие все возможности ЭИУН и включающие решение воспитательных проблем и задач). Электронные средства образовательного назначения реализуют не только учебную, но ьи воспитывающую, просветительскую функции, к ним можно отнести электронные энциклопедии, информационные системы с некоторой педагогической информацией и т. д.

Осуществление различных видов учебной деятельности возможно также за счет использования в учебном процессе программных средств учебного назначения, которые являются составной частью ЭИУН (ЭСУН) или ЭИОН (ЭСОН).

Программное средство (ПС) учебного назначения (ПС УН) ― программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

ПС УН предназначается для использования в учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке повышении квалификации кадров, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения.

Использование ПС УН ориентировано на достижений
следующих задач: решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и (или) разрешения (проблемно-ориентированные ПС); осуществление некоторой деятельности объектной средой (объектно-ориентированные ПС); осуществление деятельности в некоторой предметной среде (предметно-ориентированные ПС). Современные ПС УН реализуются на базе технологии мультимедиа. В этой реализации их называют по-разному: электронными средствами, изданиями учебного или образовательного назначения.

Приведем типологию программных средств учебного назначения по функциональному и методическому назначению, рассмотрим их типизацию по дидактическим целям и по форме организации занятия. Использование каждой из типизаций обусловлено характером и направленностью решаемых при этом педагогических задач.

Программные средства по функциональному назначению подразделяются следующим образом.

1. Педагогические программные средства, организующие и поддерживающие учебный диалог пользователя с
компьютером, предоставляющие учебную информацию и направляющие обучение с учетом индивидуальных возможностей и предпочтений обучаемого.

2. Диагностические, тестовые программы, констатирующие причины ошибочных действий обучаемого, оценивающие его знания, умения, навыки, устанавливающие уровень обученности или уровень интеллектуального развития.

3. Инструментальные программные средства, предназначенные для конструирования программных средств
(систем) учебного назначения, для подготовки и генерации
учебно-методических и организационных материалов, для со-
здания разнообразных графических, музыкальных включений, сервисных «надстроек» программы.

В свою очередь, инструментальные программные средства
прикладного назначения подразделяются следующим образом:

· инструментальные системы, которые предназначены для разработки автоматизированных средств или систем
контролирующего, консультирующего, тренирующего назначения;

· авторские программные системы, предназначенные для
(издания, конструирования программных средств (систем)
учебного назначения;

· системы компьютерного моделирования (демонстрационного или имитационного);

· программные среды со встроенными элементами технологии обучения (включают в себя предметную среду с элементами педагогической технологии для ее изучения);

· инструментальные программные средства, которые обеспечивают осуществление операций по систематизации учебной информации при использовании системы обработки данных (например, информационно-поисковые системы, учебные
базы данных);

· экспертные системы различного назначения, являющиеся средством представления знаний, способные организовать
диалог между пользователем и системой при решении той или
иной учебной задачи.

4. Предметно-ориентированные программные среды, позволяющие осуществлять моделирование изучаемых
объектов и явлений.

5. Программные средства, предназначенные для
формирования культуры учебной деятельности, информационной культуры (текстовый редактор, электронные таблицы, графические и музыкальные редакторы).

6. Программные средства, предназначенные для автоматизации процесса обработки результатов учебного эксперимента (для измерения, записи и визуализации информации о реально протекающих процессах и явлениях,
полученной посредством датчиков, сопрягаемых с компьютером).

7. Программные средства, управляющие действиями реальных объектов, устройств, роботов, лабораторий и стендов.

8. Учебные среды программирования, предназначенные для начального обучения навыкам программирования.

9. Программные средства, предназначенные для автоматизации процесса информационно-методического обеспечения и ведения делопроизводства в учебном заведении.

10. Сервисные программные средства, обеспечивающие комфортность работы пользователя (автоматизация процессов контроля результатов обучения, генерации и рассылки организационно-методических материалов, организации и управления ходом занятия).

11. Игровые программные средства развивающего
досугового назначения.

Программные средства по методическому назначению
делятся следующим образом:

· обучающие программные средства — сообщают сумму знаний, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения;

· программные средства-тренажеры, предназначенные
для отработки разного рода умений и навыков, повторений
или закрепления пройденного материала;

· программы для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;

· информационно-поисковые программные системы, информационно-справочные программные средства, обеспечивающие поиск, выборку по определенным признакам учебной информации, формирующие умения и навыки по систематизации информации;

· имитационные программные средства, представляющие определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик;

· моделирующие программные средства, позволяющие
моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;

· демонстрационные программные средства, позволяющие визуализировать изучаемые объекты, явления, процессы, обеспечивающие наглядное представление учебного материала;

· программы для автоматизации различных вычислений
и расчетов;

· программные средства для досуга, развивающие память, реакцию, внимание и т. д.

Иногда между приведенными выше типами программных средств учебного назначения нельзя провести четкой границы. Так, например, все программные средства реализуют (хотя и в различной степени) функции обучения. Следует отметить, что наибольший дидактический эффект от их применения достигается при комплексном использовании возможностей средств информационных и коммуникационных технологий на различных видах занятий, в следующих видах учебной деятельности: информационно-поисковая, экспериментально-исследовательская, деятельность по обработке информации, деятельность по представлению и извлечению знаний и т. д.

В настоящее время одним из наиболее распространенных
на практике видов электронных изданий учебного (образовательного) назначения является так называемый электронный учебник.

Электронный учебник — это информационная система
(программная реализация) комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без
обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей ИКТ во всех звеньях
дидактического цикла процесса обучения:

· постановка познавательной задачи с использованием аудиовизуальных средств технологий мультимедиа, гипермедиа;

· предъявление содержания учебного материала, реализующее возможности технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа;

· организация учебной деятельности по выполнению от
дельных заданий при реализации интерактивности, компьютерной визуализации;

· автоматизация контроля деятельности учащихся с диагностикой ошибок и коррекцией действий пользователя;

· подготовка к дальнейшей учебной деятельности (автоматизация предъявления учебного материала, задание ориентиров для самообразования, дополнительного образования).

Электронный учебник, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.

Web-приложения образовательного назначения

В середине 90-х гг. расширение возможностей информационного взаимодействия в условиях Интернета определяется
появлением Web-технологии. Web-технология — это технология, интегрирующая и унифицирующая решение задач в
области сетевых баз данных, задач на уровне клиента, сервера
и мультимедийных задач. Эта технология позволила выйти на новый качественный уровень корпоративным системам, что определило в настоящее время интенсивное развитие телекоммуникационных технологий.

Одной из важных особенностей Wеb-технологии является возможность реализации технологий гипертекст и гипермедии. Напомним, что гипертекст (гипертекстовый документ) содержит ссылки на другие документы, позволяя переходить по ним в произвольно выбранной последовательности. Аналогично гипермедиа — документ, который, помимо текста, содержит графику, звуковое сопровождение, неподвижные картинки, видеофрагменты, и позволяет осуществить переход, используя не только элементы текста, но и изображения.

Эти возможности позволили создать и практически реализовать большое количество различных дистанционных образовательных курсов. В некоторых из них предполагается дистанционная работа с интерактивными мультимедийными приложениями. Следовательно, появляются новые возможности активного информационного взаимодействия в среде Интернета: просмотр текста, графики, видео,
клипов, в том числе со звуковым сопровождением, получение ответов на свои запросы, просмотр каталогов. Эти возможности создают предпосылки для практической реализации интерактивного информационного взаимодействия пользователя с источником информационного ресурса и, кроме того, порождают у педагогов потребность в использовании средств, позволяющих создавать авторские программы и размещать их в локальных или глобальной сетях.

Сегодня в системе образования все шире используются такие понятия, как базы и банки данных, базы знаний.

База данных (БД) — поименованная, целостная совокупность данных, которая отображает состояние объектов и
их отношений в данной предметной области. БД обеспечивает использование одних и тех же данных в различных
приложениях, допускает решение задач планирования,
проектирования, исследования, управления.

Банк данных (БнД) — это совокупность всех массивов информации длительного хранения, как правило, организованных в библиотеки данных, а также программно-технических средств, обеспечивающих ее накопление, обновление, корректировку и использование.

Функционирование БД обеспечивается системой управления базами данных (СУБД). Базой данных иногда называют организованный набор фактов из какой-либо предметной области, информацию, упорядоченную в виде набора элементов записей одинаковой структуры. Для обработки записей используются специальные программы, позволяющие их упорядочить, делать выборки по указанному правилу (правилам).

Базы данных предназначены для хранения различной информации: текстовой, графической, справочной, методической, статистической и т. д. Информация, хранящаяся в базах данных, может быть связана между собой; например, списком обучаемых, результаты контроля знаний по разным темам и предметам, посещаемость занятий, сравнительные диаграммы задолженностей обучаемых по различным дисциплинам, информация об имеющейся на кафедрах методической документации и т. д.

База данных обеспечивает использование одних и тех же данных в различных приложениях (например, приложениях MS Office), допускает решение задач планирования, проектирования, исследования, управления. Базой данных еще называют информацию и программы ее обработки. Для обработки записей в базах данных используются специальные программы, позволяющие их упорядочить, делать выборки по указанному правилу (правилам). В процессе функционирования баз данных для систематизации, хранения и представления информации используются специальные сервисные программные средства. Базы данных могут использоваться в целях оперативного управления учебным заведением, для самостоятельной работы всех участников учебного процесса с разнообразной информацией, для контроля и анализа данных о ходе учебного процесса. Зачастую база данных является составляющей более сложной системы: базы знаний, экспертной обучающей системы, системы искусственного интеллекта.

База знаний (БЗ) — организованная совокупность знаний,
представленная в форме, которая допускает автоматическое или автоматизированное использование этих знаний
на основе реализации возможностей информационных технологий.

Базой знаний иногда называют совокупность систематизированных основополагающих сведений, относящихся к определенной области знания, хранящихся в памяти ЭВМ, объем которых необходим и достаточен для решения заданного круга теоретических или практических задач.

База знаний учебного назначения — это информационная система содержащая модель конкретной предметной области (определенный объем учебной информации по данной дисциплине), а
также данные о формируемых умениях обучаемого и способах использования этих умений. В системе управления БЗ используются методы искусственного интеллекта, специальные
языки описания знаний, интеллектуальный интерфейс. База
знаний
содержит не только конкретные факты, но и описание
общих закономерностей (например, предметной области). База знаний используется в приложениях искусственного интеллекта для решения задач в определенной области.

База знаний может включать в себя справочные пособия и
энциклопедии, содержащие разного рода информацию (текст,
графики, иллюстрации, анимационные ролики). Входящая в
базу знаний информация может быть представлена в разном
виде: просто текст, гипертекст и т. п. Текст может содержать
активные окна, которые позволяют пользователю продвигаться в глубь экрана, перемещаться по произвольной траектории
из одного раздела в другой, концентрируя свое внимание на
нужной информации, осуществлять произвольный выбор последовательности ознакомления с информацией. База знаний
содержит специальную подсистему, позволяющую контролировать процесс обучения и управлять им. По своим возможностям базы знаний представляют собой упрощенный вариант экспертной обучающей системы или ее часть.

Экспертные обучающие системы

Экспертные системы (ЭС) — класс систем искусственного
интеллекта, предназначенных для получения, накопления,
корректировки знания, предоставляемого экспертами из некоторой предметной области для получения нового знания, позволяющего решать определенные задачи, относящиеся к классу
неформализованных, слабоструктурированных, объясняя ход их решения. ЭС ориентированы на использование неформализуемых знаний, например, в таких областях, как медицина, геология, фармакология, образование и т. п. Оболочка ЭС — универсальная часть экспертной системы, содержащая только механизмы рассуждений и «оболочку» базы знаний, которую
пользователи заполняют информацией из своей конкретной
области. Технологически экспертная система — пакет
программ, способный с помощью методов искусственного
интеллекта анализировать факты, представляемые пользователем, исследовать ситуацию, процесс (например, поставить
диагноз или дать рекомендации).

Экспертные обучающие системы являются частным случаем интеллектуальных обучающих систем. В процессе функционирования экспертные обучающие системы способны имитировать работу человека — эксперта в данной предметной области.

Экспертная обучающая система (ЭОС) является средством
представления знаний, организует диалог пользователя с системой, обеспечивает: пояснение стратегии и тактики
решения задач изучаемой предметной области; контроль
уровня знаний, умений и навыков с диагностикой ошибок
по результатам обучения и оценкой достоверности контроля; автоматизацию процесса управления самой системой в
целом.

Практическая реализация экспертных обучающих систем
предполагает, что они состоят из трех подсистем:

· базы знаний учебного назначения, содержащей знания эксперта в данной предметной области;

· системы поиска необходимой информации в базе знаний;

· пользовательского интерфейса, обеспечивающего обмен информацией между пользователем и системой.

Экспертные обучающие системы можно использовать для
подачи учебного материала, экспертного сопровождения решения задач на уровне репетитора; для контроля знаний, умений, навыков; для автоматизации процесса управления учебной деятельностью.

В экспертных обучающих системах используются возможности систем искусственного интеллекта в целях диагностики
уровня усвоения учебного материала. На этапе создания системы формируется модель обучаемого, затем в процессе функционирования системы знания обучаемых диагностируются на основе знаний экспертов в данной предметной области. В процессе работы обучаемого с системой фиксируются ошибки и затруднения в ответах. В память ЭОС заносятся данные о знаниях, навыках, ошибках, индивидуальных особенностях
каждого обучаемого. Система проводит анализ результатов
учебной деятельности каждого обучаемого, группы или не-
скольких групп, выявляет наиболее часто встречаемые затруднения и ошибки. Система дает рекомендации обучаемым
и обобщенные данные педагогам. Это позволяет оптимизировать процесс организации и управления учебной деятельностью обучаемых. Полученные в ходе занятия данные позволят
педагогам выявить те разделы, которые обучаемые усвоили
слабо, обратить особое внимание на плохо усвоенный матери-
ал, при необходимости провести корректировку методик,
учебных планов и программ.

Экспертные обучающие системы позволяют сопровождать
решение задач на уровне репетитора. В процессе решения обучаемым задач система осуществляет пошаговый контроль
правильности написания формул и хода решения задачи.
Предусматривается интерактивный режим работы обучаемого
с системой. Обучаемый выбирает самостоятельно темп работы
с системой и траекторию обучения.

Слабым звеном экспертных обучающих систем и других
систем такого типа является практическая реализация идей
личностно-ориентированного обучения, и прежде всего дифференциации обучения, основанной на выборе индивидуальных
обучающих воздействий. Дифференциация обучения предполагает разделение учебных вопросов, задач, заданий по степени
сложности, разделение обучаемых по уровням подготовки (низкий, средний, высокий) или по уровням усвоения материала
(узнавание, алгоритмический, эвристический, творческий). Педагогический эффект от использования ЭОС определяется опытом эксперта или группы экспертов, чьи обобщенные знания и
опыт положены в основу работы системы. Эффективность организации и управления системы во многом определяется техническими возможностями средств ИКТ, используемых в учебном
процессе, и качеством конкретного программного обеспечения.

Реализация отдельных возможностей ЭОС осуществляется
в базах данных, базах знаний, экспертных системах учебного
назначения.

Интеллектуальные обучающие системы

Под интеллектуальной обучающей системой (ЭОС) будем понимать комплекс организационно-методического, информационного, технологического и программного обеспечения, реализующего дидактические возможности средств ИКТ.

Одной из актуальных задач, решаемых интеллектуальной обучающей системой, является рациональное использование информации о знаниях, умениях, возможностях обучаемого. Система должна обеспечить такое взаимодействие в схеме ученик — информационная система — учитель, чтобы педагог всегда имел возможность получить аналитические данные об уровне сформированности у обучаемого каждой учебной операции. В данном случае возможна организация взаимодействия между пользователем и системой, основанная на особенностях обучаемого.

Интеллектуальная обучающая система имеет следующие особенности.

1. Система предназначена для использования на различных занятиях: лекциях, лабораторных и практических занятиях, во время самостоятельной работы обучаемых, в процессе научно-исследовательской деятельности, курсового и дипломного проектирования.

2. Система содержит текстовые массивы, параметры модели, включает в себя модули контроля, автоматизации расчетов, реализации модели, построения графиков, формирования
текстовых окон.

3. В процессе работы обучаемого с ИОС предусматривается
компьютерная визуализация учебной информации, математическое моделирование изучаемых объектов, процессов и явлений, имитация работы различных устройств.

4. Взаимодействие пользователя и системы характеризуется наличием интерактивного диалога, позволяющего обеспечить приближение диалога между обучаемым и системой к
диалогу между обучаемым и педагогом.

5. Содержащийся в базах знаний учебный материал располагается в экранных фрагментах, т. е. обеспечивается представление информации в виде гипертекста.

Структура ИОС представлена на рисунке 2.

 

 

 

Рисунок 2 ― Структура интеллектуальной обучающей системы