Европа в эпоху средневековья

Глава 2

Вопросы для самопроверки

1. Воспроизведите наиболее распространённую схему археологической периодизации древнейшей истории.

2. Что такое «неолитическая революция»? Выделите её характерные черты.

3. Какие формы организации древнейшего общества вы можете назвать?

4. Раскройте различные аспекты понятия «Древний Восток».

5. Чем отличается античная цивилизация от цивилизации Древнего Востока?

6. Назовите различные значения понятия «цивилизация».


(V век – первая половина XVII века)

 

Термин средние века был введён в научный оборот в XV веке итальянскими гуманистами для обозначения периода истории от падения Римской империи (476 г. н. э.) до современной им эпохи Возрождения. В XVII веке в историческую науку уже прочно вошло деление всемирной истории на античность, средние века и новое время.

Хронология средних веков – проблемная тема в зарубежной и отечественной историографии. Началом средневековья разные историки считают либо низложение последнего римского императора Ромула Августула (476), либо время правления Константина I Великого (306–337), основавшего Константинополь, либо нападение арабов на Европу (начало VIII в.). Ещё более произвольно датируют завершение средних веков. Для одних – это падение Константинополя (1453), для других – открытие Америки (1492), для третьих – начало Реформации в Германии (1517).

Столь же разноречиво понимается и характер рассматриваемой эпохи. Историки эпохи Просвещения вслед за гуманистами Возрождения оценивали средние века как время культурного регресса, невежества и мракобесия. Католическое же направление в историографии, напротив, идеализирует средневековье. В отечественной исторической науке наиболее распространена следующая периодизация:

- V–XI вв. – раннее средневековье;

- конец XI–XV вв. – развитое (классическое) средневековье;

- XVI – середина XVII вв. – позднее средневековье.

Значительная часть историков полагает, что античная эпоха заканчивается с падением Римской империи и массовым движением варварских племён с востока. Варварами в Римской империи называли племена и народы, жившие за её пределами, не знавшие латыни и чуждые римской культуре. Наиболее значительными варварскими народами, соприкасавшимися с империей, были кельты, германцы и славяне. Передвижение варварских племен и нападения их на римские провинции стали обычным явлением уже со II века до н. э. Однако Римской империи удавалось сдерживать этот натиск.

В конце IV века началось Великое переселение народов – массовое передвижение германских и других варварских племён, закончившееся завоеванием всей территории Западной Римской империи. Огромные массы народов (вестготы, остготы, вандалы, лангобарды, гунны и др.) двинулись с востока в Западную, Центральную Европу, Северную Африку. Великое переселение было вызвано ростом численности варварских племён, повышением их жизненного уровня вследствие интенсификации земледелия и перехода к осёдлости. Варварские племена стремились захватить плодородные земли Римской империи и создать на них постоянные поселения.

Завоевание римских провинций и расселение варваров среди романского населения, жившего в условиях более высокой материальной и духовной культуры, ускорили разложение рабовладельческих общественных отношений и переход к феодальному строю. По всей Европе стали образовываться королевства варваров.

Одним из таких королевств было Франкское государство, достигшее наибольшего могущества в правление Карла Великого (768–814). Карл Великий – основатель династии Каролингов – был выдающимся полководцем и политическим деятелем. По описанию его биографа, он обладал большим красноречием, знал несколько языков, занимался науками, но не умел писать.

Карл Великий проводил завоевательную политику с целью создания мировой империи. В 800 году римский папа Лев III короновал Карла Великого «римским императором». Империя Карла Великого занимала значительную часть территории Западной Римской империи. Титул императора Карл Великий использовал для укрепления своей власти внутри государства и повышения международного престижа. Карл предпринимал попытки создать централизованный аппарат управления по римскому образцу. В этом ему активно помогала римская церковь.

Время наибольшего политического могущества и культурного расцвета империи Карла Великого (VIII–IX вв.) было впоследствии названо Каролингским возрождением. По всей империи организовывались школы, ко двору императора приглашались и принимались под его покровительство выдающиеся философы, поэты, художники и зодчие той эпохи. Они становились членами так называемой «Академии», которой руководил философ Алкуин и в заседаниях которой принимал участие сам Карл Великий.

Однако империя Карла Великого оказалась непрочным образованием и распалась вскоре после смерти её создателя. В результате междоусобной борьбы сыновей Карла Великого империя была поделена на три части (843 г., г. Верден): западная часть досталась Карлу Лысому, восточная – Людовику Немецкому, центральная – Лотарю. Причинами этого неизбежного распада явились отсутствие экономического и этнического единства государства и рост могущества крупных феодалов.

Средние века – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов определил развитие главным образом внешней торговли, ориентированной в основном на высшие слои общества.

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики – сельское хозяйство, в котором трудилось большинство населения. Промышленность существовала в виде ремесла и мануфактуры. Труд был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные темпы технико-экономической эволюции.

Средневековое общество – общество сословное. Основных сословий было три: знать, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль, исключительно сильной была роль церкви, что обусловило высокую степень религиозной идеологизации общества.

Важнейшей характеристикой средневекового общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Вассалитет был основан на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом того, кто её давал, – своего сеньора. Земля давалась на определённых условиях, важнейшими из которых были служба сеньору (обычно 40 дней в году), участие в войске сеньора, защита его владений, чести и т. д.

В раннее средневековье наиболее важным процессом в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений через формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями. Первый путь – через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, передавался от отца к сыну (а с VI в. – и к дочери) и являлся собственностью этой семьи. Постепенно оформился аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод ускорил имущественное расслоение в общине, а постоянные войны и неурожаи способствовали концентрации земли в руках общинной верхушки, которая выступала как часть сословия феодалов.

Второй путь складывания феодальной системы – земельные пожалования короля или других крупных феодалов. Сначала участок земли (бенефиций) давался только при условии несения службы и на время службы. Но поскольку сыновья многих вассалов продолжали служить сеньору, бенефиций всё чаще становился почти полной собственностью вассалов, переходя от отца к сыну. Земля, переходящая по наследству, называлась лен или феод, владелец феода – феодал. Бенефиций становится феодом к IX–XI векам.

В X–XI веках произошли существенные сдвиги в развитии производительных сил стран Западной Европы, прежде всего в сельском хозяйстве. За счёт расширения обрабатываемой площади, улучшения обработки земли, появления новых отраслей сельского хозяйства (виноградарства, овцеводства, маслоделия) увеличивается урожайность и количество сельскохозяйственной продукции. У крестьян стали накапливаться излишки сельскохозяйственных продуктов, которые они могли обменять на изделия ремесленников, а не изготавливать их сами.

Возрастала производительность сельскохозяйственного труда, совершенствовалась техника и технология. Особенно заметный прогресс наблюдался в металлургии, обработке металлов, выделке тканей, особенно шерстяных. Постепенно сукноделие и железоделательное ремесло отделились от сельского хозяйства. Позднее отделились от сельского хозяйства обработка кожи, гончарное, строительное дело. Ремесленник превратился в мелкого товаропроизводителя, обладающего высокой квалификацией. Отделение ремесла от сельского хозяйства создало предпосылки для возникновения средневекового города.

Возникновение средневекового города в Европе – это научная проблема, имеющая примерно двухсотлетнюю историю. За это время родилось множество теорий. Это и теория непрерывного развития от римского города к средневековому, и теория возникновения города из рынка, из феодальной вотчины и пр. Современная наука признаёт, что города в разных районах Европы возникали в силу разных причин. В городах средиземноморского типа были сильны галло-римские традиции, в заальпийских городах – германские.

Города появлялись в различных местах: около замков и крепостей (Страсбург, Бранденбург), вокруг монастырей, где собиралось большое количество народа (Сен-Жермен, Сант-Яго), около мостов (Брюгге, Кембридж) и переправ через реки (Оксфорд).

Раньше всего города как центры ремесла и торговли поднялись в Италии (Венеция, Генуя, Флоренция, Неаполь), несколько позже – на юге Франции (Марсель, Тулуза). С XI века города начали возникать в Англии, Германии, Нидерландах, в XII–XIII веках – на севере Европы (Скандинавия, Ирландия, Венгрия).

Города с населением 4–6 тыс. жителей считались средними. Были и крупные города (Париж, Милан, Флоренция), где проживало до 80 тыс. человек.

Средневековые города возникали на землях королей, а также светских и духовных феодалов. Феодалы были заинтересованы в появлении на своих землях городов, т. к. города приносили им немалые доходы. Однако горожане требовали ограничения поборов, боролись за политические привилегии. Исход этой борьбы определялся конкретными историческими условиями. Порой горожанам удавалось откупиться от сеньоров крупными суммами денег. Но во многих случаях городам приходилось добывать себе свободу силой, с помощью вооруженного восстания. Борьба средневековых городов за независимость от сеньоров и самоуправление получила название коммунального движения.

В Италии, где не было централизованной государственной власти, многие города добились независимости уже в IX–XI веках. Генуя, Венеция, Флоренция стали городами-государствами, т. е. обладали правом объявлять войну, заключать мир, чеканить монету. Некоторые имперские и епископские города в Германии (Любек, Бремен, Нюрнберг) приобрели те же права. Города Северной Франции, Англии добились лишь части привилегий. Большинство крупных городов Западной Европы добились упразднения крепостной зависимости своих жителей. Горожане (патрициат) избирали совет, мэра, имели суд, военное ополчение, собственные финансы. Горожане не работали на барщине, не несли оброк, не платили денежную ренту, но выставляли сеньору вооружённый отряд на войну.

Великие географические открытия. Великие географические открытия были подготовлены большими успехами в кораблестроении, навигации и развитием географических знаний. Однако основным стимулом поисков путей в страны Востока была острая потребность Европы в золоте. В золоте нуждались купцы, ростовщики, короли, дворяне.

Торговля с Индией и Китаем была затруднена в результате распада монгольских империй и турецких завоеваний. Пряности и другие восточные товары доставлялись в Европу в ограниченных количествах. Найти новый морской путь в обход турок и арабов стало задачей западноевропейских моряков.

Первыми на поиски стран, богатых золотом, и морских путей в Индию отправились португальские мореплаватели. Бартоломео Диаш первым обогнул Африку с юга, открыв мыс Доброй Надежды,
4 морских похода предпринял Христофор Колумб, открывший Америку в 1492 году, Васко да Гама, совершив плавание из Лиссабона в Индию и обратно, открыл европейцам морской путь в Южную Азию, а Фернан Магеллан проделал первое кругосветное путешествие (1519–1521).

Великие географические открытия оказали большое влияние на хозяйственную жизнь Западной Европы. Изменилось направление торговых путей. Потеряло своё значение в мировой торговле Средиземноморье, ослабла роль итальянских городов. Центр мировой торговли переместился на Пиренеи, а затем в Нидерланды. Для обслуживания возросшей мировой торговли в Антверпене, Амстердаме, Лондоне были открыты фондовые биржи.

Колоссальный наплыв серебра и золота из Нового Света в Европу вызвал «революцию цен». Начиная с 40-х годов XVI века и до 30-х годов XVII века в западноевропейских странах наблюдалось падение ценности денег и повышение цен на товары, больше всего – на продукты питания. В Испании цены выросли в 4,5 раза, в Англии – в 4 раза, во Франции – в 2,5 раза, в Италии – в 2 раза. «Революция цен» способствовала подрыву феодальной экономики и обогащению буржуазии.

Географические открытия продолжались и в XVI–XVII веках: Австралия, северная часть Тихого океана, Северный Ледовитый океан, северо-восток Азии. Обследование этих районов земли и океанов стало заслугой англичан, голландцев, русских, французов.

Реформация и контрреформация.К началу XVI века католическая церковь потеряла своё былое значение в политической и духовной жизни. Однако она с большой настойчивостью отстаивала свои привилегии и притязания на верховенство. Это порождало недовольство в самых широких слоях населения. Особое неприятие вызывали поборы и вымогательства папской курии и высшего католического клира. Светские феодалы и монархи с завистью смотрели на богатства и земли церкви.

Реформация – это широкое антикатолическое и антифеодальное движение в Европе в первой половине XVI века. Начавшись в Германии, где в условиях политической раздробленности папские притязания не получали такого отпора, как в централизованных западноевропейских государствах, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической системы Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, частично – Германии, Чехии и Венгрии. Идеологами Реформации в Германии были Мартин Лютер и Томас Мюнцер, в Швейцарии – Ульрих Цвингли и Жан Кальвин.

Реформация удешевила, упростила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию. В странах, где победила Реформация, церковь, попав в зависимость от государства, пользовалась меньшей властью, что облегчило развитие в них науки и светской культуры.

Католики ответили на Реформацию контрреформацией. Контрреформации удалось пресечь дальнейшее распространение протестантизма на европейском континенте, искоренить его в Польше и Франции.

***

Средневековье длилось 1200 лет. За это время в Европе сложился феодализм, при котором господствовали крупное феодальное землевладение и мелкое крестьянское землепользование, широкое развитие получили города, ставшие центрами ремёсел и торговли.

В XI–XV веках на смену феодальной раздробленности в Европе приходит процесс формирования централизованных государств – Англии, Франции, Португалии, Испании, Голландии и др. Возникают новые представительные органы власти – кортесы в Испании, парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции.

Усиление централизованной власти способствовало ускорению развития экономики, науки, культуры. В Европе зарождаются и утверждаются капиталистические отношения, чему способствовали Великие географические открытия.

В период позднего средневековья оформляется важная идея Запада – активное отношение к жизни, стремление познавать окружающий мир и убеждённость в том, что его можно преобразовать в интересах человека (подробно см.: [3, с. 99–178]).